Введение


Как известно, ни одно предприятие не может успешно выполнять стоящие перед ним задачи, если в своей повседневной деятельности его работники не пользуются экономическими расчетами. Именно экономическая сторона деятельности все время должна быть в центре внимания. При этом умение анализировать служит важнейшим условием правильного управления предприятием. Любое принятие управленческого решения должно проходить последовательно пять основных стадий:

1. Определение

2. Сбор

3. Анализ цели решения, информации, деятельности.

4. Оценка результатов

5. Принятие и разработка решений. решения.

Из пяти стадий две стадии, или 40% приходятся на экономический анализ. Тем самым ни одно решение не следует осуществлять до тех пор, пока не доказана его экономическая целесообразность. На сегодняшний день многие менеджеры предприятий не проводят всесторонний анализ по каждому решаемому вопросу, что ведет, соответственно, к неправильному или неверному принятию решения, а отсюда к потере прибыли и снижению финансовых результатов деятельности предприятия.

Для полного контроля в течение производственного процесса необходимо проводить следующие виды анализа:

а) предварительный - проводится до совершения хозяйственных процессов с целью выбора оптимального варианта решений;

б) последующий - проводится по итогам года;

в) текущий — служит для контроля и оценки хода процесса производства;

г) перспективный - обеспечивает экономическое обоснование прогнозируемых результатов.

Кроме того, следует определять эффективность анализа по размерам выявленных резервов, предотвращенного ущерба, качеству принимаемых управленческих решений. Другими словами, экономический анализ становится неотъемлемой функцией в системе управления, где главное внимание направлено на познание сущности хозяйственных процессов, исследование характера их изменения и выявление путей улучшения на основе мобилизации имеющихся внутренних резервов.

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель - определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.

Внутренний финансовый анализ - анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, - направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит фирме, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности фирмы. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельна фирма и какова степень риска потери вклада при ее инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства фирмы или же убедиться в ее стабильности.

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент - выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья фирмы.

Жизнь фирмы составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.