СОДЕРЖАнИЕ

Введение        2

1        Анализ в системе управления финансами предприятия        9

1.1        Логика планово-аналитической функции в рыночной экономике        9

1.2        Информационное обеспечение анализа и планирования        15

2        Методика анализа финансового состояния        21

2.1        Система анализа и его информационное обеспечение        21

2.2        Система аналитических коэффициентов        28

2.2.1        Имущественное положение        29

2.2.2        Ликвидность и платежеспособность        32

2.2.3        Финансовая устойчивость        36

2.2.4        Деловая активность        39

2.2.5        Прибыль и рентабельность        45

2.2.6        Рыночная активность        47

2.2.7        Финансовое планирование        50

3        Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»        53

3.1        Анализ имущественного положения        53

3.2        Анализ капитала, вложенного в имущество предприятия        57

3.3        Анализ собственного оборотного капитала        59

3.4        Оценка чистых активов предприятия        61

3.5        Анализ финансово-экономических результатов        63

3.6        Анализ  относительных  показателей  результативности деятельности организации        65

3.6.1        Коэффициент реальной стоимости имущества        65

3.6.2        Анализ показателей оборачиваемости        66

3.6.3        Анализ показателей финансовой устойчивости        69

3.6.4        Оценка   платежеспособности   и   ликвидности предприятия        71

3.6.5        Анализ показателей рентабельности        73

3.6.6        Анализ эффективности использования производственных ресурсов предприятия        76

3.7        Факторный анализ доходности собственного капитала        78

3.8        Прогнозирование возможного банкротства предприятия        79

3.9        Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов        80

Заключение        88

Список использованной литературы        103

Приложения 

Введение


Как известно, ни одно предприятие не может успешно выполнять стоящие перед ним задачи, если в своей повседневной деятельности его работники не пользуются экономическими расчетами. Именно экономическая сторона деятельности все время должна быть в центре внимания. При этом умение анализировать служит важнейшим условием правильного управления предприятием. Любое принятие управленческого решения должно проходить последовательно пять основных стадий:

1. Определение

2. Сбор

3. Анализ цели решения. информации. деятельности.

4. Оценка результатов

5. Принятие и разработка решений. решения.

Из пяти стадий две стадии, или 40% приходятся на экономический анализ. Тем самым ни одно решение не следует осуществлять до тех пор, пока не доказана его экономическая целесообразность. На сегодняшний день многие менеджеры предприятий не проводят всесторонний анализ по каждому решаемому вопросу, что ведет, соответственно, к неправильному или неверному принятию решения, а отсюда к потере прибыли и снижению финансовых результатов деятельности предприятия.

Для полного контроля в течение производственного процесса необходимо проводить следующие виды анализа:

а) предварительный - проводится до совершения хозяйственных процессов с целью выбора оптимального варианта решений;

б) последующий - проводится по итогам года;

в) текущий — служит для контроля и оценки хода процесса производства;

г) перспективный - обеспечивает экономическое обоснование прогнозируемых результатов.

Кроме того, следует определять эффективность анализа по размерам выявленных резервов, предотвращенного ущерба, качеству принимаемых управленческих решений. Другими словами, экономический анализ становится неотъемлемой функцией в системе управления, где главное внимание направлено на познание сущности хозяйственных процессов, исследование характера их изменения и выявление путей улучшения на основе мобилизации имеющихся внутренних резервов.

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель - определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.

Внутренний финансовый анализ - анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, - направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.