СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1. Анализ проблем построения курса обучения математики в развивающем обучении        3

1.1. Основы теории развивающего обучения        3

1.2. Некоторые аспекты построения курса геометрии в развивающем обучении        7

2. Биография учителя        12

3. Конспект урока        13

4. Анализ урока        15

5. Внеклассное мероприятие        21

Заключение        26

Литература.        27

Приложение        28

Введение


Около 60 лет назад отечественный психолог Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология» проанализировал и выделил три научных направления, три школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развитая.

Основатели первой — австрийский психолог и врач З.Фрейд и швейцарский психолог Ж.Пиаже. Ученые предположили, что обучение (О) и развитие (Р) — независимые процессы.

Их идеи очень образно выражает крылатая фраза: «Обучение плетется в хвосте у развития». Из их концепции вытекает дидактический принцип  доступности: учить детей лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.

Представители второй научной школы (американский философ и психолог У.Джемс и др.) утверждают: любое обучение развивает. Основанием для такой позиции служит практический опыт учителей, их довод «не знал — узнал, не умел — научился, значит — развился».

Приверженцы третьей научной школы (наши соотечественники психологи Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская) считают, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данной позиции, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможный и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной школы таково: «обучение впереди развития». Чтобы развитие состоялось, нужна цепь специальных мер. В рамках данной школы сформулированы условия развивающего обучения.

Теоретические положения школы Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие в работах российских психологов и педагогов В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гатьперина, Д.Б.Эльконнна, Л.В.Занкова и других. Идеи этой школы считаются наиболее доказанными и широко признанными. Таким образом, можно сказать: развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий. И педагогу-математику важно их знать.

1. Анализ проблем построения курса обучения математики в развивающем обучении

1.1. Основы теории развивающего обучения


Прежде чем говорить о практике развивающего обучения на уроках математики (а она довольно богата и разнообразна), важно выделить основные элементы этой теории. Как показывает анализ уроков учителей математики, их методических разработок, авторских программ, методик преподавания как отдельных тем, так и в целом курса, учитель-мастер создает особые условия, обеспечивающие новую по смыслу деятельность педагога и ученика в новой образовательной системе. В его учебном пространстве нет исходящего от педагога потока информации, нет скуки, принуждения, нет лени, пассивности учеников, ожидания ими «пачки»-двойки и желания увернуться от нее. В этом пространстве ученик испытывает радость от учения, преодоленной трудности самостоятельно решенной задачи, самостоятельно выведенного правила, закона и т.п. Учитель же ведет ученика по пути субъективного открытия.

Существует довольно много трактовок, что же такое развивающее обучение. По одним представлениям (Г.В.Ренкина, Е.В.Заика), его сущность заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом. Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобрести мотив к саморазвитию. В этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим прямое и важное значение; иначе ученик выполняет учебные задания по принуждению, веря учителю на слово, что это когда-то пойдет ему в какое-то благо. Субъективность ученика означает, что он знает свои действия на уроке: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет задания, что при этом изменится в нем самом и нужно ли это ему.

При такой организации учебно-воспитательного процесса меняться в ученике могут все психические функции: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, а также отдельные качества личности — нравственность, ответственность, самостоятельность и пр. Но чтобы это произошло, учитель должен специально ориентировать проектируемый им урок, нацеливая его на выделенный аспект личности ученика.

Взяв за основу изложенные выше принципы, теорию и практику, специалисты сформировали новую педагогическую концепцию — так называемую «школу мышления», которая ориентируется на развитие личности обучаемого и. в частности, на овладение учеником мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением и пр.

Для того чтобы лучше представить себе ее и осознать отличия от обычной школы, рассмотрим таблицу (см. таблицу 1.).

Таблица 1.

Сравнение традиционного и развивающего обучения


Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей

Интегративное название

Школа памяти

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

Делай, как я

Думай, как сделать

Кредо педагога

Я — над вами

Я — вместе с вами

Роль учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Функция педагога

Сообщение знаний

«Выращивание» Человека

Стиль преподавания

Авторитарный

Демократичный

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Диалогический

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый

Формы организации занятий

Фронтальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с  отводимым на изложение    материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

                                                                 

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно



Анализ таблицы показывает, что общего у этих двух педагогических систем (взятых в «чистом» виде) не так уж много, а различия существенны. Во многом развивающая педагогика — «педагогика открытий» — выигрывает.

Новая редакция образовательных целей (применительно к физике это — акцент на развитие мышления учеников) вносит коррективы в содержание учебного материала: в нем значительное место должны занимать методологические знания, позволяющие самостоятельно «открывать» и изучать неизвестные дотоле объекты, явления, свойства, закономерности и пр.

Ведущими методами преподавания в развивающей модели обучения являются: проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский методы продуктивной деятельности учащихся.

Ряд ученых (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:


p>Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с  отводимым на изложение    материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

                                                                 

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно



Анализ таблицы показывает, что общего у этих двух педагогических систем (взятых в «чистом» виде) не так уж много, а различия существенны. Во многом развивающая педагогика — «педагогика открытий» — выигрывает.

Новая редакция образовательных целей (применительно к физике это — акцент на развитие мышления учеников) вносит коррективы в содержание учебного материала: в нем значительное место должны занимать методологические знания, позволяющие самостоятельно «открывать» и изучать неизвестные дотоле объекты, явления, свойства, закономерности и пр.

Ведущими методами преподавания в развивающей модели обучения являются: проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский методы продуктивной деятельности учащихся.

Ряд ученых (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них: