1 Анализ в системе управления финансами предприятия

1.1 Логика планово-аналитической функции в рыночной экономике


Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую по­токи ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основа­ния предприятия, а также в первые годы его функционирова­ния приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый «нормальный» режим работы, приоритет отда­ется обеспечению, в том числе и финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли).

Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляет­ся путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представ­ляет собой процесс целенаправленного, систематического и не­прерывного воздействия управляющей подсистемы на управ­ляемую с помощью так называемых общих функций управле­ния, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодей­ствие этих функций могут быть представлены различными способами; один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, при­веден на рис. 1.


Рис. 1. Взаимосвязь общих функций управления


Каждая из приведенных на рис. 1 функций важна по-сво­ему, вместе с тем особо значимы анализ, планирование и учет.

Анализ — одна из общих функций управления экономиче­скими системами, значимость которой не подвержена влия­нию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшеее отношение к деятельности хозяйствующих субъек­тов. Безусловно, эти субъекты могут существенно различать­ся по видам своей деятельности, ее масштабам, организацион­но-правовым формам, целевым установкам; это накладывает определенный отпечаток и на содержание аналитических про­цедур и функций, выполняемых лицами, имеющими отноше­ние и (или) интерес к тому или иному хозяйствующему субъекту. Несмотря на различия в трактовке и наполняемо­сти аналитических процедур в зависимости от вида и объекта анализа, целевых установок, сопутствующих факторов (вре­менного, личностного, информационного и др.), не вызывает сомнения тезис о том, что принятию любого управленческого решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование.

Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной эконо­мике. Дело в том, что в первой доминируют так называемые вертикальные связи, а во второй — горизонтальные связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем.

В директивной экономике жестко структурируется вся эконо­мическая система (по отраслевому признаку), при этом главенст­вующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: ко­рень, т. е. основа «дерева» — это министерство, крона — подве­домственные управления, объединения, организации, предпри­ятия, «ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархи­ческой структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спус­каются» по подведомственным элементам данной структуры. В свою очередь, сведения о выполнении установленных плано­вых заданий проходят в точности обратный путь и, постепенно агрегируясь, попадают на высший уровень — в министерство.

Подобная схема управления имеет свои достоинства, недос­татки и особенности. В частности, здесь осуществлялось цен­трализованное прикрепление поставщиков, подрядчиков, поку­пателей (имеется в виду, что любой хозяйствующий субъект по крайней мере согласовывал эти вопросы с вышестоящим органом управления), жестко контролировалось выполнение плана по фондообразующим показателям, устанавливались нормативы по множеству показателей, например, нормирова­лись оборотные средства предприятий, прибыль практически в полном объеме изымалась вышестоящим органом управления и в дальнейшем подвергалась перераспределению и т. п. Оче­видно, что в этом случае особую роль играли плановые зада­ния и контроль за их исполнением. Роль аналитической функ­ции также была специфической. Анализ в основном сосредо­точивался на оценке отклонений от плановых заданий и «объяснении» причин имевших место отклонений. Естествен­но, много говорилось не только о текущем контроле, но и о перспективных анализе и планировании, однако эта сторона деятельности аппарата управления хозяйствующего субъекта в значительной степени была формальной и, по сути, полностью выхолащивалась, поскольку вышестоящая организация «спус­кала сверху» плановые задания и речь, таким образом, шла лишь об их детализации и планировании мер по их обеспече­нию. Функция стратегического планирования, в особенности в области финансов, была исключительной прерогативой цен­тральных органов управления.

В рыночной экономике ситуация существенным образом меняется. Появляются предприятия, которые вынуждены само­стоятельно планировать свои действия в условиях конкурент­ной среды. Роль планово-аналитической функции в системе управления предприятием коренным образом преобразует­ся — контрольно-аналитический и объясняющий аспекты теря­ют свою исключительную значимость, более важными стано­вятся коммуникативный и прогнозно-ориентирующий аспекты. Логика перемен достаточно очевидна.

Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить свою деятельность, чтобы по­лучаемые доходы превышали его расходы. Извлечение дохо­дов — это риск по своей природе; имеется в виду, что если не­кая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обяза­тельно попытаются войти конкуренты. Поэтому плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения при­были и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные прогнозы изменения в буду­щем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных негативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в результате которого выясняются причины имевших место отклонений от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается.

Кроме того, устанавливая деловые связи с контрагентами, предприятие уже не может полагаться на вышестоящий орган управления — вся ответственность за выбор партнера (постав­щик, покупатель) лежит на самом предприятии. В этой ситуа­ции резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность действующего или потенциального контраген­та, поскольку ошибка может дорого сказаться как на ритмич­ности производства, так и на финансовых результатах. Вот по­чему роль методик оценки финансового состояния предпри­ятия резко усиливается.

Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с одной проблемой — проблемой инвестирования. Речь идет как о развитии собственной базы, т. е. о реинвестировании прибы­ли с целью наращивания производственных мощностей, так и об инвестировании в другие сферы бизнеса и в финансовые активы. Инвестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реализацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить времен­ные спады, обусловленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду формирование инвестиционного портфеля, позволяющего получать дивидендный и процентный доходы. Формирование и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлекательности эмитентов.

Таким  образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция системы управления:

* приобретает    большую    финансовую    ориентированность (поскольку   на   уровне   предприятия   финансовые   показатели имеют  известный  приоритет  перед  производственно-техниче­скими;   финансовый  план,   а  также   финансовые  разделы   во всех других видах планов начинают играть решающую роль в общем процессе планирования — любая деятельность оправдан­на в долгосрочном плане лишь в том случае, если она не яв­ляется убыточной);

отдает  приоритет  прогнозному  перспективному  анализу перед ретроспективным (последний не отвергается — он нужен, во-