Содержание:
Введение 2
1. Теоретическая часть 5
1.1. Краткая характеристика предприятия 5
1.2.Задачи, значение и источники экономической информации анализа себестоимости продукции 6
2. Аналитическая часть 11
2.2. Анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат 16
2.3.Резервы снижения себестоимости. 20
Выводы и предложения 23
Список использованной литературы 24
Приложение 25
Введение
Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.
Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.
При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.
Существующая в рамках централизованно управляемой экономики, система бухгалтерского учета затрат на производство своей основной целью ставила задачу получения точной и подробной информации о всех фактически понесенных в процессе производства затрат и калькулирования полной фактической себестоимости выпускаемой продукции, производимых работ и услуг. Эта информация использовалась для централизованного ценообразования и контроля установленных сверху плановых заданий. И хотя в рамках системы обработки информации о себестоимости имелась возможность получения информации о затратах с достаточно большой степенью оперативности и аналитичности, большая ее часть не востребовалось, так как не было глобального стимула для снижения затрат на производство и внедрения новых методов управления формированием себестоимости.
Актуальность темы заключается в том, что рынок кардинально изменяет подходы к построению системы управления себестоимостью. Только достоверная и оперативная информация о всех производственно-хозяйственных процессах позволит предприятию определить степень риска, связанную с резким изменением спроса на выпускаемую продукцию, определить конкурентоспособную цену выпускаемых изделий, провести оперативный анализ безубыточности предприятия, обосновать альтернативные решения для успешного проведения финансовой и инвестиционной политики с учетом потенциальных и социальных выгод.
В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятия обусловлена ею доходами и расходами, причем в условиях рыночной доходы в значительной степени зависят от конъюнктуры, а расходы - в существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилий трудового коллектива. Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимости готовой продукции, а также аналитические методы нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков и практиков учета.
Сегодня существуют, на взгляд экономистов, две проблемы учета затрат:
Первая - заключается в переориентации отечественной теории и накопленной в этой области практического опыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в России.
Вторая, не менее важная проблема - изучение зарубежного опыта организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определению финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.
Адаптация отечественного учета к потребностям рыночной экономики - длительный и сложный процесс, заимствуя из него все полезное для нас, необходимо беречь и сохранить традиции российского бухгалтерского учета, развивать и использовать в практике работы предприятий те разработки и начинания, которые не смогли получить своего развития и распространения в условиях централизованной экономики.
Целью курсовой работы является анализ себестоимости товарной продукции на примере ОАО «Тамак».
1. Теоретическая часть
1.1. Краткая характеристика предприятия
ОАО «Тамак» был создан 15 апреля 1993г. и является правоприемником ПМК-5 завода «ЖБИ-4».
Завод является специализированным предприятием по выпуску строительных изделий различных наименований.
Основными потребителями являются предприятия строительного комплекса, производственные предприятия и физические лица.
Общее падение производства в промышленности отразилось и на заводских показателях, которые после кризиса 1998 года показывают снижение объемов производства строительных изделий по отношению к докризисному уровню.
Однако за последний год в строительном секторе началось оживление, что не замедлило сказаться на заводских показателях. Данный период и будет предметом исследования настоящей курсовой работы.
Отрицательную роль в развитии производственного строительного предприятия играет кустарная промышленность. Не обладая достаточным опытом и основными средствами, она выпускает некачественную но дешевую продукцию. В условиях кризиса платежеспособного спроса населения этот фактор играет важную роль. В последнее время с ростом денежных доходов населения стал большее значение приобретать фактор качества.
Реализуя свою продукцию, завод в основном старается получать от покупателей предоплату или заручиться договором о поставках встречной продукции.
Показатели работы предприятия за 2001-2002 годы в приложении.
ОАО «Тамак» обладает собственной производственной базой в составе:
§ Кирпичный завод;