Введение        2

1. Теоретическая часть        3

1.1. Задачи и организация анализа прибыли и рентабельности        3

1.2. Особенности анализа прибыли в торговле        4

2. Аналитическая часть        7

2.1. Краткая характеристика предприятия        7

2.2. Факторный анализ валового дохода        8

2.2.Анализ операционных, процентных и внереализационных доходов и расходов        11

2.3. Показатели рентабельности торгового  предприятия.        13

Заключение        18

Список использованной литературы        19

1 Введение


1.1 Сущность и значение прибыли в условиях рыночной экономики


В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или иного сырья и продуктов (поставщики и предприятие питания) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли. Прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников предприятия питания. Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы предприятия питания, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заёмного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации продукции в связи с, например, снижением покупательского спроса.

Таким образом, обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность.

Прибыль и рентабельность — важные показатели эффективности производства. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов.

1.2 Факторы, влияющие на изменение прибыли. Показатели рентабельности и их характеристика

Для оценки эффективности работы промышленного предприя­тия недостаточно использовать только показатель прибыли. Напри­мер, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основ­ного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов мень­ше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприя­тия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; по­казатель экономической эффективности производства промышлен­ного предприятия, который отражает конечные результаты хозяй­ственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансо­вой прибыли R к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС). Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансо­вой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

При формировании цен на промышленную продукцию можно использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчи­тывается как отношение прибыли к себестоимости.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателя­ми эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой при­были, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

Прибыль может возрасти в результате увеличения объема произ­водства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продук­ции. Прирост прибыли в результате увеличения объема производ­ства продукции можно рассчитать по следующей формуле:

,

где ВППЛ и ВПБ — соответственно плановая и базовая стоимость валовой продукции производства в оптовых це­нах предприятия, — доля прибыли в стоимости валовой продукции в базисном периоде.

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредствен­ное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли:

100 ,

где ,  — плановый и базовый удельный вес изделий, рента­бельность которых превышает средний уровень по пред­приятию, RБ , RСР — повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах.