Содержание
Введение 2
1. Амстердамский договор как дальнейшее развитие Европейского союза 2
2. Основные достижения и недостатки Амстердамского договора 5
2.1. Компетенция европейского сообщества. 5
2.2. Общая внешняя политика и политика безопасности 6
3. Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. 7
4. Европейский парламент 9
5. Совет 10
6. Комиссия 10
7. Суд 11
8. Принцип субсидиарности 12
9. Углубленное сотрудничество 12
10. Защита прав человека 15
Заключение 16
Литература 17
Введение
Амстердамский договор – один из основных (наряду с Договором об учреждении Европейского экономического сообщества, Маастрихстским договором, Единым европейским актом и некоторыми другими договорами и соглашениями) документов, определяющих рамки, содержание и структуру пространственного развития по линии Европейского союза.
Амстердамский договор – новый текст Договора о Европейском Союзе - является результатом Межправительственной конференции (Intergovernmental Conference), проводимой с Европейского совета (European Council) в Турине 29 марта 1996 года. Договор был одобрен и принят в Амстердаме Европейским советом 16 - 17 июня 1997 года и подписан министрами иностранных дел из пятнадцати государств - членов Европейского союза 2 октября 1997 года. Договор вступил в силу 1 мая 1999 года (первый день второго месяца после ратификации последним государством - членом) после ратификации всеми государствами - членами в соответствии с их соответственными конституционными требованиями. С юридической точки зрения, Договор исправляет некоторые положения Договора о Европейском Союзе (т.е. Маастрихтского договора), Договоров об учреждении Европейских Сообществ и некоторых, связанных с этим актов. Амстердамский договор не является документом, отменяющим другие договоры и соглашения, и дополняет их.
1. Амстердамский договор как дальнейшее развитие Европейского союза
Задача обновления договора по ЕС возникала неоднократно. Еще во время разработки Маастрихтского договора (1990, подписание в 1992) возникла проблема невозможности отразить в учредительных документах решения по определенным вопросам вследствие возражений некоторых государств. Это произошло, например, в отношении Экономического и валютного союза (ЭВС) и социальной политики со стороны Великобритании (были созданы специальные протоколы к Договору о Европейском союзе). Подобные случаи вылились в концепцию развития Европы “многих скоростей” (multi-speed), согласно которой допускалась возможность “усиленного” сотрудничества внутри ЕС отдельной группы заинтересованных государств-членов по определенному кругу вопросов. Организационным эталоном можно считать Шенгенское соглашение, положения которого были включены в учредительные документы ЕС в результате принятия Амстердамского договора. Опасения же вызывали жесткость каркаса и целостность самой структуры при расширении ЕС в будущем. По этой линии в основу текста Амстердамского договора легла концепция стран Бенилюкс, представляющая промежуточный вариант между позициями Великобритании и Германии с Францией. Было выделено несколько критериев, соблюдение которых определяет “усиленное” сотрудничество.
Амстердамский договор принимает особое значение в свете проблемы расширения ЕС. В результате принятия Амстердамского договора 15 государств-членов ЕС зарезервировали возможность реализации более тесного сотрудничества в условиях, когда Европейский союз будет решать вопрос о приеме новых стран, которые могут оказаться не готовыми к полному выполнению всех обязательств, вытекающих из членства. Вот тогда-то и может сработать тезис о Европе “двух скоростей”, т. е. новые члены Союза будут поставлены перед фактом принятия решений о более тесном сотрудничестве “старожилов” ЕС, которые будут иметь правовую основу для дальнейшего развития ускоренными темпами и смогут тем самым защитить себя от возможных негативных последствий расширения Союза.
В отношении пространственного развития Амстердамский договор упоминается в “Перспективе европейского пространственного развития”(ESDP). Так, в пункте 27 отмечается, что соглашения и договоры по созданию и развитию Европейского Союза повлекли за собой формирование ряда политик с “пространственным воздействием”, т.е. политик пространственного развития. В этой связи несомненно, что определенные меры и инструменты Сообщества могут изменять и изменяют пространственную структуру территории ЕС и влияют на возможности экономической и социальной сфер, определяют типы землепользования и ландшафтов. Кроме этого, определенные меры “могут влиять на конкурентоспособное расположение или пространственное значение города или региона в пределах европейской экономической системы и модели расселения”.
В пункте 29 ESDP, в связи с выделением понятия устойчивого развития в качестве одной из главных целей пространственного развития в Европе, присутствует ссылка на Амстердамский договор: “В Амстердамском договоре, заключенном 2 октября 1997 года, гармоничное, сбалансированное и устойчивое развитие подтверждено в качестве необходимой цели Европейского Сообщества. Задачу государств - членов и Сообщества, в рамках их соответствующих компетенций, составляет содействие социальному и территориальному единству. Статья 2 Амстердамского договора подчеркивает значение защиты окружающей среды и усовершенствования качества окружающей среды как задач Сообщества”.
В пункте 50 ESDP Амстердамский договор упоминается в связи с политикой в области защиты окружающей среды: “Амстердамский договор также подчеркнул важность проблем окружающей среды и потребности объединить требования защиты окружающей среды в выполнении политики Сообщества и действия со специальным вниманием к продвижению устойчивого развития”.
В пункте 60 (раздела 2.3) ESDP указывается, что уделение внимания и оказание помощи определенным регионам, в частности островным областям и ультрапериферийным районам (французские заморские владения, Азоры, Мадейра, Канарские острова), регулируются соответственно Статьей 130 и Статьей 299-2 Амстердамского договора.
2. Основные достижения и недостатки Амстердамского договора
2.1. Компетенция европейского сообщества.
Межправительственная конференция (МПК) 1996 года не смогла существенно изменить содержание европейской социальной политики. Это, однако, не означает, что МПК не смогла внести социально направленные коррективы в либеральную экономическую систему Европейского Сообщества. Действительно, после победы Лейбористов на британских выборах весной 1997 года, Соединенное Королевство решило присоединиться к так называемому социальному протоколу.
Полная интеграция социального протокола в Договор о Европейском Сообществе (Договор о ЕС) гарантирует само по себе лучшую социальную защиту на территории Европейского Сообщества, так как это будет стимулировать Государства-члены на принятие важных мер в сфере социальной защиты без какого-либо страха нечестной конкуренции.
Другим достижением в социально-экономической сфере является европейская политика занятости. Хотя она и не нова, Амстердамский договор посвятил политике занятости новую главу Договора, которая, главным образом, должна подчеркнуть политическую волю бороться с безработицей на европейском уровне. Хотя возможность Европейского Сообщества принимать решения по проблемам огромной значимости является крайне важной для европейских граждан, большинство Государств-членов, однако, не захотели передать Европейскому Сообществу слишком большую часть своего суверенитета в сфере занятости. В результате, глава Договора о ЕС о европейской политики занятости говорит только о координации национальных политик в этой области.