Содержание
Введение 2
1 Теоретические основы государственного управления 5
1.1 Понятие и сущность государственного управления 5
1.2 административно-правовые формы и методы реализации государственного управления 14
2 Проблемы реформирования государственного управления в России 24
2.1 Проблемы административно-правового регулирования государственной власти в России 24
2.2 Актуальные проблемы административного права 32
Заключение 38
Список литературы 40
Введение
Тема курсовой работы является особенно актуальной, так как в условиях перманентной административной реформы в России постоянно подвергаются переосмыслению административно-правовые аспекты государственного управления. Главным лейтмотивом этих изменений должен стать аспект ориентации российского государства на общепринятые нормы правового и социального государства. Этот аспект не учитывался и в настоящее время также вступает в противоречие с осуществляемыми формами и методами государственного управления в России. В литературе по административно-правовым вопросам под правовыми формами осуществления государственного управления (исполнительной власти) понимают такие формы внешнего выражения административной деятельности, которые всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия. Правовые формы административной деятельности - это такие внешние способы ее выражения, которые характеризуются наступлением или возможностью наступления определенных прямых правовых последствий для тех субъектов, в отношении которых данная деятельность осуществляется. К правовым формам административной деятельности относятся не только административные акты и административные договоры, но и административно-правовые действия.
В этой области административно-правового регулирования существует еще много проблем. В действующих нормативных актах, регулирующих административно-охранительную деятельность, не определены, например, пределы совершения таких действий, как осмотр помещений и территорий, досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, истребование от должностных лиц при проведении проверки документов и материалов. В этой связи должностные лица испытывают определенные затруднения. С учетом данных обстоятельств и в целях устранения административного произвола в соответствующих нормативных актах необходимо, во-первых, четко отграничить одни административно-правовые действия от других (в частности, осмотр от досмотра), а во-вторых, определить, до какого пространственно-временного или фактического момента совершается то или иное административно-правовое действие. Иными словами, должностное лицо обязано четко представлять себе пределы своего властного вторжения в сферу предпринимательской или иной деятельности физических или юридических лиц либо в сферу их частной жизни, а также отграничивать одно действие от другого.
В нормативных актах, регулирующих совершение властными органами административно-правовых действий, необходимо предусматривать ограничения (запреты) на совершение тех или иных действий при наличии определенных условий. Следовательно, четкая правовая регламентация в действующем законодательстве перечня, оснований, пределов и процедуры совершения административными органами различных административно-правовых действий позволит обеспечить необходимую правовую защиту физических и юридических лиц от произвольного административного вмешательства в их предпринимательскую деятельность и частную жизнь.
Таким образом, можно еще раз подчеркнуть актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучение административно-правовых аспектов государственного управления.
Задачами в соответствии с целью курсовой работы являются:
– Изучение теоретических основ государственного управления.
– Изучение административно-правовые формы и методы реализации государственного управления.
– Изучение проблем реформирования государственного управления в России.
Объект исследования: формы и методы государственного управления в России.
Предмет исследования: тенденции и проблемы административно-правового регулирования государственного управления.
В процессе исследования изучались различные материалы: нормативные акты, монографии, статьи в периодической печати.
1 Теоретические основы государственного управления
1.1 Понятие и сущность государственного управления
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Почти 80 лет он употреблялся и в России, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституцией РФ 1993 г. вместо него в оборот внедрен новый термин — исполнительная власть. Это объясняется конституционным провозглашением принципа разделения властей: в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Государственная власть всегда едина в своих основных проявлениях: законодательство, исполнительство, правосудие. Тем не менее разделение властей ранее игнорировалось.
Теория «разделения властей» исходит из следующих принципиальных позиций. Государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создает угрозу создания тоталитарного, антидемократического режима. Не может она также ограничиваться лишь законодательством. Соответственно государственная власть должна строиться на определенной функционально-компетенционной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Это означает, что именно власть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия) служит единой основой функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ее ветвь. Все они — ветви единого «дерева». Но раздел властных функций между ними необходим, а потому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.