СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ        2

1        АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ        5

1.1        Понятие и цели административного наказания        5

1.2        Виды административных наказаний        9

1.2.1        Административный штраф        11

1.2.2        Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения        13

1.2.3        Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения        15

1.2.4        Лишение специального права        16

1.2.5        Административный арест        18

1.2.6        Административное выдворение        19

1.2.7        Дисквалификация        20

2        ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ        22

2.1        Назначение административных наказаний        22

2.2        Эффективность административных наказаний        35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        47

ВВЕДЕНИЕ


С 1 июля 2002 г. вступил в силу Кодекс о административных правонарушениях  РФ. Специфика этого КоАП  такова, что он объединил нормы об административных правонарушениях, содержащиеся во всех ранее принятых актах, то есть в КоАП РСФСР, а также в отдельных законодательных актах или в нормах соответствующих законов, а именно: в законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства" и многих других. Вся эта нормативная база была существенным образом переработана с учетом Конституции РФ и федерального законодательства. В результате в одном акте удалось урегулировать весь комплекс вопросов, относящихся к административной ответственности.

Некоторые новеллы внесены в положения, касающиеся видов административных наказаний. В частности, в КоАП РФ расширен перечень видов административных наказаний.

Так, в отношении физических лиц предусматривается применение нового вида административных наказаний - дисквалификации, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение. Кроме того, КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, срок при назначении административного наказания в виде лишения специального права (например, права управления транспортным средством) уменьшен с трех лет до двух лет. В то же время за совершение некоторых административных правонарушений срок административного наказания, наоборот, увеличен. Так, за нарушение режима в зоне проведения контртеррористической операции назначается административный арест на срок до 30 суток. Кодексом установлен иной, чем КоАП РСФСР, порядок исчисления административного штрафа, а также определены его минимальный и максимальный размеры.

Кодекс содержит общие правила наложения административных наказаний. В любом случае при назначении наказания физическому лицу учитываются характер нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении наказания юридическому лицу учитываются также характер нарушения, его имущественное и финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Существенным изменениям подверглась Особенная часть Кодекса, в которой закреплены конкретные составы административных правонарушений и санкции за их совершение.

Прежде всего, Кодекс пополнился новыми составами административных правонарушений, которые ранее не были предметом его регулирования.

В связи с изменениями и дополнениями, коснувшимися Особенной части Кодекса, требовались соответствующие изменения и в нормы, устанавливающие компетенцию органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В итоге, компетенция многих органов, которые на сегодняшних день вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, стала несколько шире. Например, к компетенции судей Кодексом отнесено также рассмотрение дел об административной ответственности за демонстрирование фашистской атрибутики или символики, за нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности за рубежом, за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и за самовольное оставление места отбывания административного ареста. Теперь органы внутренних дел будут рассматривать дела об административной ответственности за нарушения порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации, военные комиссары - дела о неисполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей, а органы, осуществляющие государственный контроль за области обращения и защиты информации, - дела о нарушении правил защиты информации и о нарушении правил распространения обязательных сообщений.

В связи с установлением такого вида административных наказаний, как дисквалификация, административно-процессуальные нормы Кодекса регулируют также вопросы, связанные с этими видами наказаний. Например, согласно Кодексу, в случае вынесения постановления о дисквалификации, это постановление должно быть немедленно исполнено лицом, которое привлечено к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Далее в Кодексе говорится, что исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и т.д.

Хотелось бы отметить, что принятие КоАП РФ следует расценивать как важный шаг в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях, как на федеральном, так и на региональном уровне. Таким образом, тема курсовой работы в свете существенного изменения законодательства и совершенствования в связи с этим правоприменительной практики является актуальной.

1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ

1.1 Понятие и цели административного наказания


Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП РФ устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериаль ный вред (ущерб), восполнить или загладить