Автоматизация оптом и в розницу


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Сейчас в России дан зеленый свет новому направлению автоматизации предприятий — системам для оптовой и розничной торговли. Это обусловлено тем, что попытки приведения механизмов розничной торговли в России к общемировым стандартам выработали у руководителей ритэйл-компаний целостное понимание задач подобной автоматизации. Главная цель внедрения любой торговой системы — осуществить оперативное управление деятельностью торговой организации в комплексе, учесть в рамках единого информационного пространства все особенности бизнес-процессов. Подобная интеграция под силу только специализированным программным комплексам — автоматизированным торговым ритэйл-системам.


Сфера торговли всегда была весьма привлекательна для разработчиков ERP-систем: из-за своей многочисленности, доходности, кажущейся очевидности и прямоты подходов и решений. На этой почве возникла порочная традиция выдавать универсальные бухгалтерские системы и тиражные программные комплексы для предприятий за специализированные торговые системы.


Кроме того, ритэйл-системы указывают в перечне выпускаемой продукции более половины российских разработчиков программ для бизнеса. При таком положении клиентам — магазинам, сетям магазинов и оптовым торговым предприятиям — довольно трудно ориентироваться на рынке соответствующих программных продуктов. Тем более, что хорошо продуманных, технологически грамотных и широко используемых ритэйл-систем в России пока совсем немного.


НЕ ТАКИЕ, КАК ВСЕ


Автоматизированные ритэйл-системы существенно отличаются от бухгалтерских и производственных программных комплексов. Бухгалтерия обеспечивает в первую очередь учет финансовой деятельности предприятия, поэтому задача бухгалтерской системы обычно сводится к фиксации осуществленных хозяйственных операций, подготовке первичных документов, формированию необходимых бухгалтерских проводок с последующим расчетом итогов и составлением различных ведомостей и отчетов. Основным же назначением торговых систем является, в частности, торговый учет. И от того, насколько этот процесс автоматизирован, напрямую зависит эффективность работы продавцов и менеджеров торговых точек.


Еще одно важное отличие торговых систем от бухгалтерских заключается в том, что первым необходимо обеспечить работу специального оборудования (кассовых аппаратов, электронных весов и др.), которое уже давно используется во всем мире. По мере развития торговли в России на первый план начинает выходить именно проблема соответствия поставляемых на рынок автоматизированных торговых систем применяемым в мировой практике технологиям.


В числе таких технологий — автоматическая идентификация товаров на базе считывания и распознавания штрих-кодов. Она позволяет достичь уровня надежности, при котором появляется не более одной ошибки на 32 млн. считываемых символов. Другая группа технологий — развитие безналичных платежных систем на базе пластиковых карт с магнитной полосой или чипом (смарт-карты) и специальных торговых терминалов (POS-терминалы).


КАК ЭТО РАБОТАЕТ?


Торговые системы — достаточно сложные средства автоматизации, и было бы нелепо полагать, что тиражируемый продукт такого рода — это полностью готовое к эксплуатации решение. Как правило, систему приходится адаптировать к специфике каждого конкретного торгового предприятия, и от того, как адаптация организована, во многом зависят сроки и качество внедрения системы в промышленную эксплуатацию.


Можно также выделить ряд общих пожеланий, относящихся к ритэйл-системам: главное из них — обеспечение поддержки в системе многопользовательского режима работы и интеграция с другими программами.


Более конкретные требования, предъявляемые к подобным системам, связаны прежде всего с необходимостью учета специфики объекта автоматизации. Технологии и используемое торговое оборудование у разных клиентов существенно отличаются. Для успешного внедрения торговой системы в каждом конкретном случае концепция ее построения обязана предусматривать возможность быстрой адаптации программ к требованиям заказчика и обеспечивать работу с различными видами оборудования. В противном случае речь может идти лишь о частичной, но не о комплексной автоматизации торгового направления.


БОЛЬШЕ СИСТЕМ — ХОРОШИХ И РАЗНЫХ!


На отечественном рынке торговых систем не так уж много солидных участников. Программные продукты компаний-лидеров «1С» («1С: Торговля») и «УКМ-Супермаг» («Сервис-Плюс») в классе «коробочных» и тиражно-заказных программ сегодня востребованы большинством торговых структур. Системы «1С» — это универсальное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации хозяйственной деятельности коммерческих и бюджетных предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. И в силу своей универсальности данные системы удовлетворяют требованиям ведения учета на предприятиях розничной и оптовой торговли, адаптируются под конкретный вид бизнеса и под конкретную организацию.


Однако, несмотря на универсальность и относительную дешевизну, решения на базе «1С» все же нельзя считать полноценной автоматизацией. Большинству требований настоящей торговой системы отвечают продукты известных западных компаний-разработчиков. Цена подобного выбора для заказчика оказывается на порядок выше, но результат внедрения оправдывает ее. Игроки в этом сегменте рынка те же, что и вообще на рынке ERP-систем: SAP (система mySAP Retail), Navision (система Navision Axapta), Oracle. Они позволяют лицам, отвечающим за принятие стратегических решений, в реальном времени получать информацию о текущем положении дел в торговой сети на всем ее протяжении — от прилавков магазинов (включая торговые точки и киоски с беспроводным доступом к сети) до товарных складов и всей цепочки поставок.


ФУНКЦИИ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ


По оценкам разработчиков, любая ритэйл-система должна поддерживать:

— обеспечение многооконного интерфейса и возможности одновременной работы с разными документами, справочниками, отчетами;

— быстрый доступ к необходимым функциям и режимам программы;

— обеспечение удобного режима ввода информации при заполнении документов;

— пользование функцией помощи в любой момент работы программы;

— наличие удобных режимов просмотра и поиска информации и качественное оформление печатных документов;

— возможность автоматизировать средствами предлагаемой системы работу территориально удаленных складов и филиалов магазинов (торговых баз).


ПРИМЕР ВНЕДРЕНИЯ


В качестве иллюстрации использования ритэйл-систем рассмотрим внедрение системы Navision Axapta в гипермаркете «О’Кей» в Санкт-Петербурге. Гипермаркет является наиболее современным и технологичным решением для розничной торговли, сочетая в себе крупный супермаркет и развлекательный центр.


При разработке проекта автоматизированного гипермаркета менеджмент «О’Кей» столкнулся, по словам IT-специалистов этой компании, со следующими проблемами:

— необходимость автоматизации бизнес-процессов на уровне оборудования торгового зала в рамках единой информационной системы, интегрирующей всю вертикаль управления бизнесом;

— потребность в максимально оперативном и полном анализе и прогнозировании рыночной ситуации;

— важность синхронизации нескольких баз данных для принятия оперативных и обоснованных управленческих решений.


В качестве инструмента для выполнения этих задач было выбрано интегрированное решение для розничной торговли, разработанное группой компаний «Кристалл-Сервис» на базе ERP-системы Navision Axapta.


Менеджмент предприятия получил возможность осуществлять максимально оперативный и точный учет товаров, для чего предусмотрены механизм поддержки системой штрих-кодирования, а также взаимодействие ее с переносными устройствами сбора информации, POS-терминалами, компьютерными весами.


Весь блок статистики в решении для гипермаркета «О’Кей» на базе Navision Axapta реализован по технологии OLAP — On-Line Analysis Processing. Это технология информационно-аналитической работы в онлайновом режиме, позволяющая максимально оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации и даже предпринимать упреждающие шаги.




--------------------------------------------------------------------------------

На сайте доступны только архивы старых публикаций. Жизнь не стоит на месте, и сегодня вам приходится сталкиваться с новыми проблемами, новыми задачами, новыми управленческими решениями. Все эти вопросы рассматриваются в публикациях журналов. Чтобы быть в курсе современных управленческих методик, вовремя реагировать на изменения рынка, поддерживать на высоком уровне свою квалификацию, мы рекомендуем вам подписаться на печатную версию этих журналов. Это можно сделать через интернет, на нашем сайте.



Работая на рынке АСУП уже более 10 лет, фирма «Аккорд софт» сформулировала несколько принципов, которые легли в основу ее деятельности и определили подходы к процессу автоматизации систем управления:

Автоматизация - не более, чем средство рационализации и оптимизации организационно-штатной структуры предприятия и его бизнес-процессов, обеспечивающее информационную поддержку связанных с этими процессами мероприятий. Поэтому: система автоматизации не навязывает своих правил выполнения работ. Она обеспечивает поддержку принятой на предприятии и отвечающей его нуждам технологии.

Автоматизация может производиться в рамках различных стратегий: от локальной автоматизации отдельных участков или процессов (например, подразделений работы с персоналом или бухгалтерий) до комплексной автоматизации систем управления всего предприятия. Несмотря на сравнительные преимущества комплексной автоматизации, архитектура КИС должна позволять реализовать полный спектр стратегий внедрения АСУП, обеспечивая возможность поэтапного внедрения компонентов.

Автоматизация систем управления актуальна для предприятий любого масштаба и структуры. Поэтому КИС должна быть масштабируемой, применимой и для малых, и для средних, и для крупных предприятий - в том числе имеющих сложную территориально распределенную структуру.

Автоматизация должна максимально учитывать специфику конкретного предприятия, приспосабливаясь к ней, а не пытаясь перестроить предприятие. Поэтому архитектура КИС должна быть открытой, позволяющей адаптировать уже имеющиеся на предприятии элементы АСУ, а кроме того - разработать и внедрить модули, представляющие собой специальные, индивидуальные для конкретного пользователя решения.



Стратегия внедрения ИТ на российских предприятиях

Баронов В.В, Попов Ю.И., Титовский И.Н., Яковенко О.В.

Компания АйТи, www.it.ru

Как всякое инвестиционное направление деятельности предприятия, а ИТ являются инвестиционным товаром, направление, связанное с внедрением ИТ, конкурирует за инвестиционные ресурсы с другими направлениями, например, модернизацией технологий основного производства или совершенствованием социальной сферы. Опрос финансовых директоров ряда западных компаний показал, что в первую очередь менеджеры принимающие решения в финансовой области, рассматривают ИТ как средство решения именно задач бизнеса: снижение издержек производства, повышение производительности отдельных критичных для данного вида бизнеса операций и т.д.

В качестве наиболее общего количественного показателя эффективности инвестиций в информационные технологии, как правило, выступает коэффициент возвратности инвестиций ROI (Return of Investments). Термин этот довольно известный, но интересно отметить, что, несмотря на длительный опыт применения ИТ, на сегодняшний день достоверных методов расчета ROI не появилось, а попытки определить его апостериорным путем, т.е. анализируя изменения показателей деятельности предприятий, внедривших ИТ, привели к появлению нового направления – анализа совокупной стоимости владения (или TCO - Total Cost Ownership).

Одним из наиболее перспективных направлений повышения деятельности предприятий на западе рассматривается внедрение так называемых ERP–систем, которые в настоящее время получили наибольшую известность среди автоматизированных систем управления предприятием. ERP–системы - это системы управления всеми ресурсами предприятия (от английского Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Данные системы позволяют поддерживать весь цикл управления: планирование - учет - контроль - регулирование, - практически для всех основных функций деятельности. В первую очередь сюда относятся: