Содержание

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы функционирования малого предпринимательства в российской экономике        5

1.1        Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике России        5

1.2        Проблемы развития малого бизнеса        11

Глава 2        Направления стимулирования развития малого предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса        27

2.1        Краткая организационная характеристика ООО "Дебют"        27

2.2        Направления совершенствования финансовой поддержки малого бизнеса        30

Заключение        41

Список литературы        44


Введение

     Тема курсовой работы является весьма актуальной, так как малое предпринимательство и так поддерживаемое только на словах, в период финансового кризиса оказалось один на один со своими проблемами, усугубляемыми застарелыми болезнями системы поддержки малого бизнеса. Между тем потенциал малого предпринимательства в период финансового кризиса очень большой, так как малое предприятие наиболее маневрено и не обременено большим количеством основных средств.

     В период финансового кризиса 1998 года малое предпринимательство активно включилось в процесс импортозамещения и в короткое время способствовало заполнению потребительского рынка товарами отечественного производства. Однако, в дальнейшем процесс развития малого бизнеса оказался существенно подорванным. Все льготы малого бизнеса были фактически изъяты из налогового законодательства. Появились пресловутые законы о кассовых аппаратах, которые принимались исключительно в целях подавления развития малого бизнеса, так как иначе трактовать требование о применении кассового аппарата в сфере, охваченной вмененным налогом (то есть государство заранее отказывается от возможности контроля финансовых потоков).

     Малый бизнес выступает существенным фактором, сглаживания социальной нестабильности в обществе во время финансового кризиса, так как позволяет увеличить занятость. Ведь малый бизнес имеет способность образовывать самые дешевые по первоначальным затратам рабочие места, тем самым оказывая стимулирующее воздействие и на рост ВВП.

     Таким образом, назрела необходимость анализа проблем развития предприятий малого бизнеса, осмысления достигнутых практических результатов, выявления путей дальнейшего реформирования механизмов поддержки развития малого предпринимательства.

     Актуальность темы курсовой работы связана с:

* изучением теоретических проблем эффективности поддержки малого бизнеса особенно в период финансового кризиса;

* определением стратегических подходов к совершенствованию механизмов развития малого предпринимательства;

* поиском путей совершенствования рыночных и государственных инструментов развития малого бизнеса с целью выживания малых предприятий в период финансового кризиса и скорого его преодоления.

     Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей развития малого бизнеса в России и разработке методических и практических положений, направленных на развитие малых предприятий. Постановка данной цели определила необходимость решения следующих задач:

* обобщить теоретико-методологические основы функционирования малого предпринимательства в России;

* выявить существенные факторы, оказывающие влияние на состояние малого бизнеса;

* выявить основные тенденции развития;

* оценить влияние потенциала развития малого бизнеса для целей повышения темпов роста отечественной экономики;

* разработать методические положения механизма поддержки малого предпринимательства.

     Объектом курсовой работы является совокупность отношений малого бизнеса, государства и рыночных структур в экономике России.

     Предмет курсовой работы - процесс повышения эффективности малого предпринимательства.

     Теоретической базой курсовой работы являются труды работы, теории и концепции отечественных и зарубежных ученых в области поддержки регулирования малого бизнеса. Можно выделить труды таких специалистов, как: Л.И. Абалкин, Е.В. Калинкин, Б.Н. Кузык, Д.С. Львов, А.Д. Некипелов, И.В. Розмаинский, В.А. Рубе, О.Л. Рогова, П.М. Теплухин, Ф.И. Шамхалов, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин, в области финансов - В.А. Слепов, С.И. Лушин, М.Г. Лапуста, В.К. Сенчагов, Я.В. Сергиенко, А.В. Орлов, Л.Н. Тэпман, используются труды зарубежных ученых: P. Брейли, Д. Горхема, X. Леви, Г. Лоджии, С. Майерса, М. Портера, С. Росса, В. Скотта, Г. Фостера, Э. Хансена, У. Шарпа.

     Информационную базу курсовой работы составили данные отечественной  статистики, российских информационных агентств, экспертные оценки научно - исследовательских центров, интернет-ресурсы, относящиеся к  поддержке развития малого бизнеса. Использовались материалы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации,   разъяснительные документы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития и торговли РФ,  материалы официальных сайтов и их аналитические справки.

     Практическая значимость результатов курсовой работы заключается в разработке методических положений совершенствования механизма развития малого предпринимательства в период финансового кризиса.



Глава 1 Теоретические основы функционирования малого предпринимательства в российской экономике

1.1 Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике России

     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения1.

     Понятие "малое предпринимательство" в российской литературе нередко отождествляют с понятием "малый бизнес", под которым, как правило, подразумевают мелкие (или мелкие и средние) предприятия. "Малое предпринимательство" предполагает не просто относительно небольшие размеры предприятия и масштабы хозяйственной деятельности, но и обязательное базирование последней на особо рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированных и гибких управлении и организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала2.

     Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

     Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры.