Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений        5

1.1        Понятие, функции и методы государственного регулирования экспортно-импортных торговых соглашений        5

1.2        Правовые основы налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений        16

1.3        Система государственного контроля экспортно-импортных операций                        28

Глава 2        Тенденции развития  экспортно-импортных операций Российской Федерации        38

2.1        Динамика развития внешней торговли Российской Федерации и сборов налогов от экспортно-импортных операций        38

2.2        Проблемы стимулирования и контроля экспортно-импортных операций        53

Глава 3        Основные направления совершенствования налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений        62

3.1        Возможные тенденции налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений в свете замедления мировой экономики        62

3.2        Перспективны изменения налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений        67

Заключение        78

Список литературы        81

Приложение        85


Введение

     Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что экспорт и импорт являются составными частями внешнеэкономической деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Любая фирма, сталкивающаяся с внешнеэкономической деятельностью, получает "в нагрузку" огромное количество сложностей ввиду сложности налогового регулирования.

     Необходимость адекватного государственного регулирования экспортно-импортных торговых соглашений предопределяется возрастающей необходимостью перехода России к модели "открытой экономики", значимостью проблемы конкурентоспособности отраслей российской экономики в условиях ее интеграции во всемирное хозяйство, необходимостью структурной адаптации экономики России и ее регионов к условиям их эффективной конкурентоспособности на мировых рынках. Этому процессу и должно содействовать государства, но не забывая о проблеме обеспечения собственной экономической безопасности.

     Мировой опыт показывает, что ключевую роль в позитивных (обеспечивающих экономический рост) структурных сдвигах в экономике стран с переходной экономикой может сыграть развитие таких видов и форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые стимулируют развитие базовых, структурообразующих отраслей, ориентированных на инновационную модель социально-экономического развития.

     Развитие экономических отношений и, формирующееся на рыночных принципах, общество постоянно испытывают сильное влияние деструктивных факторов в силу различного рода причин. Поэтому и проблема экономической безопасности состоит в обеспечении противодействия этому влиянию. Разработка мер по выявлению, предотвращению и снижению угроз служит решением проблемы обеспечения экономической безопасности.

     Проблемы эффективного регулирования внешней торговли традиционно относятся к числу наиболее сложных и актуальных для нашей страны. Особую значимость они приобрели в связи с переговорным процессом о вступлении России в ВТО, начавшимся еще в 1995 г., который сопровождался эволюцией регулирования внешнеторговой деятельности и постепенным формированием её системы. Изменения, происходившие в регулировании внешней торговли России, отражали противоречия, а иногда и определенную непоследовательность в подходах к экономической политике в стране в целом и к политике во внешнеэкономической сфере, в частности. На эти изменения оказывали свое воздействие как внутренние, так и внешние факторы социально-экономического развития (в том числе и связанные с процессом глобализации), а также и факторы внутриполитического и внешнеполитического характера.

     Исследование проблем государственного регулирования внешней торговли нашли свое отражение в работах ряда отечественных экономистов, таких, как Андрианов В.Д., Бакаев О.Ю., Барковский А.Н., Глазьев С.Ю., Гринберг Р.С., Джабиев А.П., Долгов С.И., Дюмулен И.И., Дякин Б.Г., Захаров А.Н., Зименков Р.И., Королев И.С., Ливенцев Н.Н., Лихачев А.Е., Мовсесян А.Г., Оболенский В.П., Осьмова М.Н., Поляков В.В., Пресняков В.Ю., Сабельников Л.В., Свинухов В.Г., Ситарян С.А., Смитиенко Б.М., Спартак А.Н., Сутырин С.Ф., Таранов П.В., Тишков В.Н., Удовенко С.П., Фаминский И.П., Хасбулатов Р.И., Шепенко Р.А., Шишков Ю.В., Щебарова Н.Н. и др. Проблемы регулирования экспортно-импортных торговых соглашений затрагивались и зарубежными учеными: С., Бхагвати Дж., фон Вартенберг Л.-Г., Джонс К., Драбек Зд., Нанненкамп П., Олин Б., Родрик Д., Смит Г., Сэмпсон Гэри П., Тарр Дэвид Г., Теренс Ст., Томас В., Хатавэй О., Энсслин К.

     Целью работы является анализ позитивных и негативных тенденций налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений.

     При этом были поставлены следующие основные задачи исследования:

* Изучить теоретические основы налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений;

* Изучить тенденции развития  экспортно-импортных операций Российской Федерации;

* Выявить основные направления совершенствования налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений.

     Объектом курсовой работы являются позитивные и негативные тенденции налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений.

     Предметом курсовой работы является комплекс мер и инструментов регулирования внешней торговли России.

     Теоретической основой курсовой работы стали научные труды современных отечественных и зарубежных ученых в области  международного права и экономики.

     Информационной базой исследования послужили материалы Всемирной торговой организации, ЮНКТАД, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, текущие публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме

     Материалы курсовой работы могут быть использованы при совершенствовании учебных курсов "Мировая экономика" и "Международные экономические отношения", а также спецкурсов по проблемам современной международной торговли.

     



Глава 1 Теоретические основы налогового регулирования экспортно-импортных торговых соглашений

1.1 Понятие, функции и методы государственного регулирования экспортно-импортных торговых соглашений

     Внешнеэкономическая деятельность - это международные хозяйственные и торгово-политических отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Они являются результатом развития товарного производства, которое давно уже вышло за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран. Но участие в международном обмене товарами должно быть экономически выгодно.

     Внешнеэкономическая деятельность организаций связана с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубеж товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности.

     Ввиду того что эта весьма разнообразная деятельность связана с притоком или оттоком из Российской Федерации валютных ценностей, она регулируется государством.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического