Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретико- методологические основы эволюции права от архаического к цивилизованному        5

1.1        Основы происхождения и развития права        5

1.2        Становление социальной нормы в период развития от архаического к цивилизованному праву        9

Глава 2        Сущность архаического и цивилизационного права        16

2.1        Понятие и основные черты архаического права        16

2.2        Характеристика цивилизованного права        22

2.3        Характеристика динамики древнерусского права от архаического к цивилизованному        25

Заключение        29

Список литературы        31

Приложение        32



Введение

     Актуальность темы курсовой работы заключается в понимании проблемы определения социокультурной природы права. Для России это особенно важно сегодня, когда наше государство встало на путь построения правовых общественных отношений. Аналогично тому, как неразумно строить дом без фундамента, нельзя реформировать правовую систему государства без осознания ее сущностных характеристик, берущих начало в истоках происхождения права. В современный исторический период господство материалистических ценностей наглядно демонстрирует свою ограниченность, неспособность справиться с животрепещущими социальными проблемами, в том числе, правового характера. Такое положение обусловливает естественный интерес к познанию социальных регулятивов, существовавших у истоков права. Всесторонний культурно-антропологический анализ древних правовых систем, например в странах Востока, дает основание утверждать о наличии в них достаточно эффективной правовой регуляции, хотя она значительно отличается от современной даже в развитых странах. Возможно на пути совершенствования права были утрачены важные сущностные связи, позволяющие обществу производить самонастройку.

     "Искать сущность права вне социума, как и пытаться отгородить его от других социальных явлений, - занятие бессмысленное", - пишет И.Л. Честнов.1 Правовая сфера обладает лишь относительной самостоятельностью по отношению к социальному целому и ни при каких условиях не может отличаться от соответствующего типа общества. Можно утверждать, что какова характеристика общества, таково же содержание (в общем и целом) права.

     На протяжении всего времени существования права научный интерес к архаическому и цивилизованному праву не только не исчезает, но и постоянно возрастает. Задача постижения сущности архаического и цивилизованного права актуальна и в настоящее время.

     Большое значение для исследования архаического и цивилизованного права имеют работы Э. Рабеля, А.Х. Саидова, Ю.А. Тихомирова, К. Цвайгерта и Х. Кетца, в которых проведен сравнительный анализ правового бытия человека разных эпох и разных географических зон. Проблемам истоков отечественного права посвящены труды таких выдающихся русских ученых, как М.Ф. Владимирский-Буданов, А.А. Зимин, В.В. Кулыгин, Н. Ланге, А.Е. Пресняков, М.Б. Свердлов, А.О. Чебышев- Дмитриев.

     Объект курсовой работы составляет право как культурно-антропологический феномен.

     Предметом курсовой работы социокультурная является обусловленность права как легитимного регулятора общественных отношений.

     Цель курсовой работы - проведение целостного и всестороннего анализа детерминации архаического и цивилизованного права в процессе развития общества. Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:

* проанализировать имеющиеся в науке теоретико-методологические подходы к определению архаического и цивилизованного права;

* выявить сущность архаического и цивилизованного права как социокультурного феномена;

* рассмотреть правовое многообразие права в период его эволюции от архаического до  цивилизованного права;

* исследовать особенности российского архаического и цивилизованного права.

     Теоретические и методологические основы курсовой работы составляют прежде всего общефилософские принципы, а именно всесторонности, историзма и конкретности.

     Теоретико-методологической основой курсовой работы выступает культурно-антропологический подход к анализу права.

     Для обоснования культурно-исторического содержания архаического и цивилизованного права использовались логико-диалектический анализ, метод единства исторического и логического, принципы системного подхода.