Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы теории деятельности и бихевиоризма 4
1.1 Предпосылки возникновения научного истолкования психики и основные направления науки психологии 4
1.2 Теория деятельности, трактовки С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева 7
1.3 История развития и сущность бихевиоризма 11
Глава 2 Методология и проблемы теории деятельности и бихевиоризм 17
2.1 Проблема соотношения стимула и реакции в бихевиоризме. Образование условных реакций 17
2.2 Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского 27
2.3 Принцип детерминизма и его методологические функции 34
Заключение 41
Список литературы 43
Введение
Психика, играя в общественной жизни человека во всех ее сознательных, подсознательных и бессознательных проявлениях немаловажную роль, нуждается в том, чтобы ее научились понимать.
Российская психология прошлого века была частью общемировой и соответственно отражала все ее тенденции, и направления. Функционализм был представлен Бехтеревым, Павловым, Сеченовым. Психологию сознания олицетворял Челпанов, разделявший помимо классических представлений идеи Вюрцбургской школы впервые, как он полагал, перешедшей к психологическим, а не физиологическим экспериментам. Промежуточное место между этими полюсами занимает научная характерология Лазурского, разделявшего психику на две составляющие: эндопсихика (врожденные психологические свойства) и экзопсихика (система отношений). Он разрабатывал так же проблему способностей и наклонностей.
Одной из самых актуальных проблем, возникшей перед отечественной и зарубежной психологической наукой стала проблема взаимоотношения сознания и деятельности. Эту проблему пытались решить в своих работах известные отечественные ученые С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.
Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма: Внешние причины воздействую через внутренние условия (личность - совокупность внутренних условий). В качестве предмета психологии Рубинштейн рассматривал только психологическое содержание (то, что в деятельности проявляется - способности, операции)
Леонтьев известен, прежде всего, работами по опосредствованному запоминанию 1931 и основанием харьковской школы. В отличие от Выготского предметом интериоризации являются не знаки, а действия. Таким образом, выделяются две формы деятельности: внешняя практическая и внутренняя психическая (результат интериоризации внешней и тождественна ей по структуре).
На рубеже XIX-XX вв. создалась кризисная ситуация. Причиной которой была в том что представления о структуре мозга, о механизмах его работы были уже достаточно разработаны при полной неизведанности области психической деятельности. Эту проблему пыталось решить одно из направлений психологии - бихевиоризм.
Бихевиоризм - (от англ. behaviour, biheviour - поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Предмет курсовой работы - изучение особенностей психики с помощью теории деятельности и бихевиоризма.
Цель курсовой работы заключается в изучении проблем воздействия внешнего мира на внутренний мир психики.
При достижении указанной цели были поставлены и решены следующие задачи курсовой работы:
* изучены теоретические аспекты психологии и ее основные направления;
* рассмотрены проблемы двух психологических концепций прошлого века: теория деятельности и бихевиоризм.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам психологической науки.
Глава 1 Теоретические основы теории деятельности и бихевиоризма
1.1 Предпосылки возникновения научного истолкования психики и основные направления науки психологии
Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозно-мифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином "душа").
Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): "Если ты не знаешь, что ищешь, то, что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь?" Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие.
Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих, так или иначе, объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что все-таки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, - это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности.
Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: "(Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным)"1.
В XVII-XVIII вв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию