Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические основы  теории деятельности  и бихевиоризма        4

1.1        Предпосылки возникновения научного истолкования психики и основные направления науки психологии        4

1.2        Теория деятельности, трактовки С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева        7

1.3        История развития и сущность бихевиоризма        11

Глава 2        Методология и проблемы теории деятельности и бихевиоризм                        17

2.1        Проблема соотношения стимула и реакции в  бихевиоризме. Образование условных реакций        17

2.2        Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского        27

2.3        Принцип детерминизма и его методологические функции        34

Заключение        41

Список литературы        43


Введение

     Психика, играя в общественной жизни человека во всех ее сознательных, подсознательных и бессознательных проявлениях немаловажную роль, нуждается в том, чтобы ее научились понимать.

     Российская психология прошлого века была частью общемировой и соответственно отражала все ее тенденции, и направления. Функционализм был представлен Бехтеревым, Павловым, Сеченовым. Психологию сознания олицетворял Челпанов, разделявший помимо классических представлений идеи Вюрцбургской школы впервые, как он полагал, перешедшей к психологическим, а не физиологическим экспериментам. Промежуточное место между этими полюсами занимает научная характерология Лазурского, разделявшего психику на две составляющие: эндопсихика (врожденные психологические свойства) и  экзопсихика (система отношений). Он разрабатывал так же проблему способностей и наклонностей.

     Одной из самых актуальных проблем, возникшей перед отечественной и зарубежной психологической наукой стала проблема взаимоотношения сознания и деятельности. Эту проблему пытались решить в своих работах известные отечественные ученые С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

     Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в  трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

     Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма: Внешние причины воздействую через внутренние условия (личность - совокупность внутренних условий). В качестве предмета психологии Рубинштейн рассматривал только психологическое содержание (то, что в деятельности проявляется - способности, операции)

     Леонтьев известен, прежде всего, работами по опосредствованному запоминанию 1931 и основанием харьковской школы. В отличие от Выготского предметом интериоризации являются не знаки, а действия. Таким образом, выделяются две формы деятельности: внешняя практическая и внутренняя психическая (результат интериоризации внешней и тождественна ей по структуре).

     На рубеже XIX-XX вв. создалась кризисная ситуация. Причиной которой была в том что    представления о структуре мозга, о механизмах его работы были уже достаточно разработаны при полной  неизведанности области психической деятельности. Эту проблему пыталось решить одно из направлений психологии - бихевиоризм.

     Бихевиоризм - (от англ. behaviour, biheviour - поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

     Предмет курсовой работы - изучение особенностей психики с помощью теории деятельности и бихевиоризма.

     Цель курсовой работы заключается в изучении проблем воздействия внешнего мира на внутренний мир психики.

     При достижении указанной цели были поставлены и решены следующие задачи курсовой работы:

* изучены теоретические аспекты психологии и ее основные направления;

* рассмотрены проблемы двух психологических концепций прошлого века: теория деятельности и бихевиоризм.

     Теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам психологической науки.



Глава 1 Теоретические основы  теории деятельности  и бихевиоризма

1.1 Предпосылки возникновения научного истолкования психики и основные направления науки психологии

     Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозно-мифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином "душа").

     Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): "Если ты не знаешь, что ищешь, то, что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь?" Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие.

     Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих, так или иначе, объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что все-таки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, - это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности.

     Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: "(Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным)"1.

В XVII-XVIII вв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию