Содержание



Введение        2

Глава 1        Значение школы научного управления в развитии менеджмента        5

Глава 2        Биография Г. Эмерсона и его взгляды        18

Глава 3        Значение идей Г. Эмерсона        37

Заключение        54

Список литературы        57


Введение

     Современный менеджмент направлен на создание таких систем управления, которые должны быть результативными и эффективными. По сути дела, первые теории менеджмента формируются для решения проблемы эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из основателей менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 году, носила название "Двенадцать принципов эффективности". Важнейшей составляющей эффективности является проблема мотивации к труду. Еще родоначальник школы научного управления американский инженер Ф. Тейлор неоднократно подчеркивал, что повышения производительности труда невозможно добиться, игнорируя мотивацию работника к данному труду. При этом ключевым мотивирующим фактором Ф. Тейлор, в рамках своей доктрины "экономического человека", считал материальные стимулы.

     Это явилось одновременно и озарением, и иллюзией, но фактически состояло в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене. Создатели полагали что, используя измерения, наблюдения, логику, анализ можно усовершенствовать многие операции рабочего труда. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, где жил и работал Г. Эмерсон.

     С начала ХХ века внимание ученых перемещается с организации труда на уровне общества в целом на организацию труда на отдельных предприятиях и в отдельных организациях, что явилось началом развития организационной теории. Инженеры, практики-организаторы, такие как Ф.Тейлор, Г. Эмерсон и А.Файоль, неудовлетворенные общетеоретическим анализом организации труда, обращали свое внимание на особенности конкретных организаций, прежде всего промышленных, достигших к тому времени значительного развития. Их исследования базировались на реальной практике организаций, а не абстрактных принципах и схемах. Ф.Тейлор видел главную методологическую черту организационной теории в том, что практика предшествует теории в последовательном решении возникающих в организации проблем.

     Реализация системного подхода, объединявшего уровни индивида, организации и общества в целом, не могла быть осуществлена средствами только организационной теории, она потребовала объединения организационного, социологического и экономического подходов. Разработка теории социальной организации труда является одной из попыток реализации системного подхода в изучении социальной организации в части трудовых отношений.

     Г. Эмерсону принадлежит особое вместо среди зарубежных специалистов-организаторов, ибо он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком масштабе. Его труд "Двенадцать принципов производительности" привлек к себе внимание специалистов и предпринимателей не только в США, но и во многих других странах.

     Его принципы так определены, верны, что могут быть приняты за мерило. С их помощью может быть обследовано любое производство, любое промышленное предприятие, любая банковская операция. Успешность этих предприятий определяется и измеряется степенью отклонения их организации от двенадцати принципов производительности - так считалось в начале ХХ века, но с определенными поправками может быть использовано и теперь. В этом заключается актуальность темы курсовой работы.

     В современном управлении в методологическом плане выделяют классические, неклассические и неоклассические подходы к пониманию сущности и задач управления, а в рамках этих подходов - конкретные модели управления. Классический (научный) подход (школа научного управления) рассматривался в трудах стороны "механистической" модели рассмотрены в трудах М. Вебера, Г. Ганта, Ф. Гилберта, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, Т. Эмерсона, из отечественных исследователей следует отметить А.К. Гастева, Ф.Р. Дунаевского, Е.Ф. Розмирович.

     В современной науке и практике менеджмента происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления в то время как недостаточная изученность вопросов  управления организациями в современных условиях приводит к тому, что потребности организации в последних полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы. Сложность и многообразие проблем  управления организациями и определило выбор темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является изучение вклада Г. Эмерсона в развитие школы научного управления.

     Для достижения поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:

* рассмотреть взгляды и значение школы научного управления;

* дать характеристику принципов эффективного управления организацией с точки зрения школы научного управления;

* изучить вклад Г. Эмерсона в развитие школы научного управления;

     Объектом курсовой работы является труды Г. Эмерсона.

     Предмет курсовой работы - системы управления организациями, обеспечение условий их эффективности.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления и истории менеджмента, материалы периодической печати и электронных средств массовой информации.

Глава 1

Значение школы научного управления в развитии менеджмента

     Менеджмент достиг немалого прогресса в научном отношении с тех пор, как сделал первые шаги более 100 лет назад. Инженеры осознали власть науки и решили применять на практике методы, которыми лучше всего владели, для решения проблем фабричной системы. Особое значение они придавали фактам, данным и техническим приемам. В той мере, в какой речь идет об анализе, инженеры не имели себе равных. Но, как правило, они не были столь же сильны в синтезе, т.е. соединении элементов в одно целое. Исследователи в области организации управления были мастерами синтеза. Им выпала задача создать теорию, на которой в значительной степени основывается практика современного менеджмента1.

     Школа научного управления2 (1885 - 1920) фактически ознаменовала появление науки управления как таковой, а также обеспечила ее общественное признание. В качестве основных ее представителей следует отметить следующих ученых: Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон. Основные концепции этой школы базировались в первую очередь на исследовании самого содержания труда (его операций, условий, режима, возможности рационализации рабочих движений) и лишь потом, как следствие, формировали представление об административных, управленческих задачах3.

     Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

     Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства4.



Значение школы научного управления в развитии менеджмента

     Менеджмент достиг немалого прогресса в научном отношении с тех пор, как сделал первые шаги более 100 лет назад. Инженеры осознали власть науки и решили применять на практике методы, которыми лучше всего владели, для решения проблем фабричной системы. Особое значение они придавали фактам, данным и техническим приемам. В той мере, в какой речь идет об анализе, инженеры не имели себе равных. Но, как правило, они не были столь же сильны в синтезе, т.е. соединении элементов в одно целое. Исследователи в области организации управления были мастерами синтеза. Им выпала задача создать теорию, на которой в значительной степени основывается практика современного менеджмента1.

     Школа научного управления2 (1885 - 1920) фактически ознаменовала появление науки управления как таковой, а также обеспечила ее общественное признание. В качестве основных ее представителей следует отметить следующих ученых: Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон. Основные концепции этой школы базировались в первую очередь на исследовании самого содержания труда (его операций, условий, режима, возможности рационализации рабочих движений) и лишь потом, как следствие, формировали представление об административных, управленческих задачах3.

     Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

     Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства4.