Содержание

Введение        2

Глава 1        Теоретическое основы изучения особенностей восприятия потребителем товара в процессе покупки        5

1.1        Процесс принятия решения о покупке        5

1.2        Особенности восприятия и обработки информации потребителем в процессе покупки        9

1.3        Методы исследования восприятия        18

Глава 2        Маркетинговое исследование особенностей восприятия покупателями моющих средств для посудомоечных машин        29

2.1        Формирование программы исследования особенностей восприятия покупателями моющих средств для посудомоечных машин        29

2.2        Обработка результатов опроса покупателями моющих средств для посудомоечных машин        33

Заключение        43

Список литературы        46

Приложение        47


Введение

     Маркетинг предполагает не только решение относительно пассивной задачи детального и тщательного изучения требований конечных потребителей к товару и адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товар в целях увеличения продаж, повышения их эффективности и общей прибыльности предпринимательской деятельности.

     Актуальность темы работы заключается в том, что торговцы обычно ограничиваются интерпретацией в рамках простой логики: берут товар - значит подходит, не берут - не подходит. Однако если не знать контекста поведения потребителей, то изменения в спросе могут быть необъяснимыми, а значит - и неисправимыми.

     Интерпретация восприятия товара идет через призму культуры и субкультуры потребителя. Маркетинговые исследования должны строиться на основе знания механизмов восприятия и обработки информации потенциальными потребителями. Ошибки маркетологов в использовании механизмов восприятия ведут к избыточным затратам - на рекламу, которую не смотрят, на прямую рассылку, которую выбрасывают не глядя, на презентации продуктов, которые не покупают.

     Таким образом, актуальность курсовой работы определяется следующими моментами: во-первых, исключительной значимостью изучения поведения потребителей; во-вторых, возрастающей необходимостью теоретического осмысления проблемы с учетом новых эмпирических фактов, относящихся к психологическим аспектам потребительского поведения. Актуально не только описание, систематизация, критический анализ имеющихся в этой области теоретических моделей, но практическое изучение потребительского поведения. В настоящее время ощущается настоятельная потребность в научно обоснованных рекомендациях по изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию стратегий позиционирования товара  с учетом специфики рынка. Вышесказанное делает проблематику потребительского поведения актуальной для отечественной науки и практики.

     Теоретико-методологическую базу курсовой работы составляют работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению теории социальной и межличностной перцепции (Г.М.Андреева, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, Дж.А.Келли, В.Н.Князев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Филиппов и др.); положений имиджеологии (Д.А.Аакер, С.С.Владимиров, Ю.Д.Красовский, Р.П.Морган, Г.Г.Почепцов. С.К.Сергиенко, Э.П.Утлик и др.); теории и методологии брендинга (Д.А.Аакер, Б.Е.Барнс, С.М.Девис, В.Н.Домнин, К.Л.Келлер, С.Кумбер, Дж.Ф. ЛеПла, Т.Нильсон, Л.М.Паркер, Эл Райс, П.Темпорал, Д.Траут, С.С.Фролов, Д.Е.Шульц и др.); концепции ценностей (Е.Вернон, М.Жаволони, Х.Кантрил, Ч.Моррис, Г.Олпорт, М.Рокич, Г.Триандис, Г.Ховстед, Ш.Шварц, Э.Шпранглер и др.); методологии маркетинга и маркетинговых исследователей потребителей (С.А.Белановский, Е.П.Голубков, Дж.Дэвис, Ф.Котлер, А.Н.Лебедев, Р.Д.Мичман, Р.П.Морган, Г.А.Черчилль, Ф.Хансен и др.); теории и методологии рекламной деятельности (А.Дейан, Г.Гэллап, Дж.Дэвис, В.Г.Зазыкин, И.В.Крылов, А.Н.Лебедев, Д.М.Огилви, Л.Н.Федотова, О.А.Феофанов, Ф.Хансен и др.)

     Цель курсовой работы: выявить социально-психологические особенности потребительского поведения (в первую очередь потребительского выбора). Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

* Провести теоретический анализ основных тенденций развития отечественных и зарубежных исследований потребительского поведения.

* Изучить методологию проведения эмпирического исследования применительно к процессу принятия потребительских решений на рынке.

* Подвергнуть эмпирической проверке наиболее значимые элементы модели принятия потребительских решений на рынке моющих средств для посудомоечных машин.

     Объект исследования: маркетинговые мероприятия, проводимые  на потребительском рынке на примере фирмы "Аист" производящей опроса моющие средства для посудомоечных машин.

     Предмет исследования  - технологии маркетинга с целью достижения положительного социального эффекта в деятельности коммерческих организаций.

     В процессе исследования использовались различные материалы: монографии, публикации в прессе, данные статистических и социологических исследований, Интернет статьи.

     Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для выработки программы маркетинговых мероприятий для улучшения маркетинговой деятельности фирмы "Аист".