Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические и методические проблемы исследования волевого действия                5

1.1        Понятие и признаки воли и волевого действия        5

1.2        Структура волевого действия        15

Глава 2        Проблемы контроля  волевой саморегуляции личности        20

2.1        Понятие волевой саморегуляции        20

2.2        Направления развития волевой регуляции        23

Заключение        32

Список литературы        35


Введение

     Современный период развития общества характеризуется все возрастающим интересом к проблеме человека, его деятельности и активности личности. Воля всегда занимала одно из центральных мест в отечественной психологии, так как ее изучение в процессе развития психологической науки как важнейшей дисциплины в системе человекознания постоянно связано с теорией и практикой обеспечения достижения успеха и повышения результатов в разнообразных условиях и видах деятельности.

     В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

     По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

     В период становления отечественной психологии проблему воли исследовали К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе. В настоящее время благодаря работам А.Г. Ковалева, П.П. Блонского, К.Д. Левитова, Ш.Н. Чхартишвили, Т.И. Агафонова, А.В. Веденова, А.Ц. Пуни, П.А. Рудика, В.И. Селиванова, А.И. Высоцкого, В.А. Иванникова, В.К. Калина и многих других ученых в отечественной психологии принято рассматривать волю как особую форму активности человека, выраженную в умении сознательно регулировать поведение и деятельность при совершении целенаправленных действий и поступков.

     Волевая активность может быть представлена как разноуровневая и многокомпонентная система, имеющая свою структуру, формирование которой обусловлено спецификой вида деятельности и которая детерминирована в каждом из видов деятельности своеобразным комплексом разноуровневых индивидуальных свойств. Волевую активность как способность можно целенаправленно формировать в учебном процессе.

     Цель курсовой работы - теоретическое изучение волевой деятельности.

     Задачи исследования:

     1.        дать теоретико-методологическое обоснование исследования проблемы волевой деятельности;

     2.        изучить понятийный аппарат, подходы, принципы, механизмы, средства и методы формирования волевой деятельности человека;

     3.        изучить проблему контроля волевой саморегуляции.

     Объект курсовой работы - проявление волевой деятельности.

     Предмет курсовой работы - условия, факторы и закономерности процесса формирования волевой активности субъектов педагогического процесса (учащихся, студентов).

     Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин): деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.); личности (Ананьев Б.Г., Анциферова Л.И., Ломов Б.Ф., Мерлин В.С., Рубинштейн С.Л., Русалов В.М. и др.); субъекта как носителя активности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, К.Р.Роджерс и др.); обучения (Якунин В.А., Маркова А.К. и др.); спортивной тренировки (Матвеев Л.П., Зациорский В.М. и др.); функциональных систем (Анохин П.К.); активности (Бауэр Э.С., Берштейн Н.А.); потребностно-мотивационного и деятельностного подхода в обучении (Вилюнас В.К., Леонтьев А.Н. и др.); психологического обеспечения подготовки спортсменов (Волков И.П., Горбунов Г.Д., Горская Г.Б., Родионов А.В., Марищук В.Л., Таймазов В.А. и др.).

     Методы исследования.

     Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования, включающий:

     1.        теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы;

     2.        педагогическое и психологическое наблюдение.