Содержание



Введение        2

Глава 1        Долгосрочное страхование жизни в системе страховых услуг        4

1.1        Понятие и классификация страхования жизни        4

1.2        Виды и значение долгосрочного страхования жизни        4

1.3        Правовое регулирование долгосрочного страхования жизни        4

Глава 2        Проблемы развития долгосрочного страхования жизни в России        5

2.1        Анализ развития рынка долгосрочного страхования жизни в России        5

2.2        Зарубежная практика долгосрочного страхования жизни        31

2.3        Проблемы развития долгосрочного страхования жизни в России        31

Глава 3        Направления совершенствования рынка долгосрочного страхования жизни        32

3.1        Новые формы долгосрочного страхования жизни        32

3.2        Направления совершенствования форм и методов долгосрочного страхования жизни        32

Заключение        33

Список литературы        34

Приложение        35


Введение

     ют до 20% своего дохода. Их инвести Ответ на вопрос, почему так про ции оказывают мощное стабилизиру исходит, прост: какой нормальный ющее влияние на экономику и фондо страховщик будет вкладывать деньги вый рынок, что особенно заметно в в производственный сектор в услови кризисные периоды. При этом объе ях непрерывной борьбы между так на мы аккумуляции капитала через стра зываемыми собственниками? Им са ховую систему и пенсионные фонды мим не до производства. К этому надо не уступают сберегательному делу, а в добавить неблагоприятные макроэко ряде случаев даже превосходят его. номические факторы, криминализи Инвестиционный потенциал страхо рованность ряда отраслей производ вых компаний способен сыграть так ства и т.п. причины. Характерно, что же роль стимулятора инвестиций за на пятой всероссийской конферен счет страхования сопутствующих ин ции "Оценка и управление природны весторам рисков. ми рисками (Риск 2003)", специалис

     Особенно большой инвестицион ты МЧС РФ представили список угроз ный ресурс имеет страхование жиз России, в котором на первом месте ни, в котором значительную часть со стоит "коррупция и некомпетент ставляют долгосрочные договоры на ность властных структур", на тре 1015 и более лет. Достаточно сказать, тьем - "усиление преступности, кри что около 30% долгосрочных займов минализация экономики", на пятом - в США приходится на средства ком "снижение производственного и ин паний по страхованию жизни, активы вестиционного капитала". Вот, по которых примерно в 3 раза превыша сути, и весь ответ. ют активы страховщиков, осуществля Следует особо подчеркнуть, что ющих операции по рисковым видам финансовая защита страхового порт страхования. В Великобритании на феля не является в полной мере сво долю компаний страхования жизни бодой выбора страховщика, посколь приходится около 80% всех инвести ку существует ряд нормативных тре ций страховщиков. Страховые компа бований, задающих вектор использо нии Великобритании владеют более вания временно свободных ресурсов чем 20% акционерного капитала всех страховщика. зарегистрированных на Лондонской Есть и другие специфические фондовой бирже акционерных компа российские причины низкой инвес ний, огромной недвижимостью в Лон тиционной активности, которые доне и т.п. ликвидными активами. кроются в тарифной политике стра Общая же сумма инвестиций, которы ховых компаний России. Дело в том, ми управляют страховые организа что при классически "справедливом" ции Европы, США и Японии, состав расчете премий прибыли практичес ляет несколько триллионов долларов, ки быть не должно или же она должна а объем инвестиций страховщиков в быть незначительной. В общемировой экономику стран ЕЭС на рубеже тыся практике объем выплат составляет челетий оценивался в размере 350 более 90% от величины собранных млрд. евро. премий. Но в нашей стране этот по

     По российским данным, скромные казатель в среднем равен 70%. Высо инвестиции 150 крупнейших страхов кая доля остающейся премии (до щиков (собирающих 90% всех взно 30%) позволяет не заниматься поис сов) составили лишь около трех про ками вариантов доходного и надежно центов инвестиций в российскую эко го размещения активов. Часто свобод номику. Для сравнения: доля иност ные средства вкладываются в торго ранных страховщиков во внутренних вопосреднические операции через инвестициях достигает 70 процентов. дочерние структуры или сами компа нии являются элементом подобных систем по "отмыванию" денег.

     Как это ни кажется парадоксаль ным, в ряде случаев можно считать оправданным стремление серьезных страховщиков размещать свободные резервы в зарубежную экономику. Наши компании всеми способами на ходят возможность инвестировать свои средства - особенно это касает ся страхования жизни, - поскольку в России пока физически нет таких дол госрочных инструментов, которые могли бы обеспечивать 20летнее раз мещение резервов. И те российские компании, которые пытаются зани маться долгосрочным страхованием жизни, большую часть рисков вынуж дены перестраховывать в западных компаниях. По экспертным оценкам до 98% перестраховочных операций в России уже контролируется иност ранными финансовыми институтами. Необходимо признать, что в нынеш них условиях высокая доля перестра хования рисков за рубежом является также результатом технической про блемы, обусловленной ограниченной емкостью отечественного рынка пе рестрахования.

     Тем не менее ситуация не являет ся безнадежной. Более того, происхо дит все большее осознание важности решения перечисленных выше про блем как на государственном уровне, так и в среде страховщиков и их про фессиональных сообществах.

     Теоретически средства страхов щика могут быть вложены в любые отрасли народного хозяйства. Напри мер, на западном страховом рынке наибольшей популярностью пользуют ся ценные бумаги с твердым фиксиро ванным доходом, а также акции про мышленных, транспортных компа ний, которые позволяют извлекать более высокую прибыль. Однако в структуре инвестиций страховых компаний России преобладают все же не производственные инвести ции, а финансовые. Но даже при со блюдении этих условий вопрос гаран тий сохранности средств остается крайне важным. С одной стороны - мы имеем сегодня в России экономи ческий уклад, располагающий в прин ципе всеми рыночными условиями и атрибутами, с другой- все еще не со зданы надежные стимулы для прито ка внешних и внутренних инвести ций. В России вопрос о том, какова дол жна быть структура и объем инвести ций за счет страховых резервов, яв ляется проблемой конкретной стра ховой компании. Однако это одновре менно и серьезная государственная за дача, гораздо более актуальная, чем на Западе, где правила игры давно уста новлены. Речь идет не только о фор мировании, как сейчас модно гово рить, адекватного правового "поля", но и атмосферы доверия во всей де ловой жизни страны, когда население передало бы свои огромные ресурсы бизнесу, а последний мог бы доверить их тем, кто профессионально занима ется инвестициями и зарабатыванием новых денег.

     Сегодня огромный незадейство ванный ресурс заключен в долгосроч ном страховании жизни. Мы все по нимаем, что долгосрочное страхова ние жизни есть механизм трансфор мации сбережений населения в долгосрочные инвестиции. Вопрос стоит так: что нужно сделать, чтобы страховые компании стали "финансо вым пылесосом" по откачиванию де нег изпод матрацев в "длинные" ин вестиции?

     Финансовые ресурсы страхования в России значительно меньше запад ных, но сбережения граждан в валю те оцениваются в размере от 50 до 90 млрд. долларов. Специалисты оцени вают потенциальный объем взносов по долгосрочному страхованию жиз ни за счет рублевых сбережений в 95 млрд. рублей, то есть около 3 млрд. долл. На этом пути российским стра ховщикам необходимо решить соб ственно страховые задачи по созда нию предпосылок для превращения страховых компаний в крупных ин ституциональных инвесторов, кото рым доверяет население.

В последние годы на зарубежном рынке страхования жизни пользуются растущей популярностью продукты фондового страхования, или unit-linked life insurance, представляющие собой полисы страхования жизни с ярко выраженной инвестиционной компонентой. Целью статьи Анны Романовой является анализ факторов успеха продаж продуктов unit-linked на