Оглавление

Введение        2

Глава 1        Особенности исчисления и уплаты земельного налога организациями и физическими лицами        4

1.1        Понятие и правовое регулирование исчисления и уплаты земельного налога                4

1.2        Исчисление, учет и уплата налога и налоговая отчетность        14

1.3        Примеры исчисления земельного налога        19

Глава 2        Проблемы и отдельные особенности исчисления и уплаты земельного налога        24

2.1        Особенности кадастрового способа исчисления земельного налога        24

2.2        Особенности исчисления земельного налога в Москве        26

2.3        Проблемы налогообложения земельным налогом        28

Заключение        32

Список литературы        35

Приложение        38


Введение

     Актуальность темы курсовой работы подтвержается тем, что в цивилизованном мире плата за землю является эффективным инструментом рационального землепользования, этой теме посвящено множество исследований российских и зарубежных экономистов, теоретиков и практиков1.

     В результате применения рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога или арендной платы автоматически создается стимул эффективного землепользования. Ранее в России такой стимул отсутствовал. Федеральный закон от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не только не содержал рыночных норм, но предполагал взаимоисключающие методологические подходы2.

     Главной новацией в ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налогового кодекса ("Земельный налог"), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Особо следует подчеркнуть большое практическое значение этого понятия. Кадастровая стоимость - это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, отражающая рыночные представления о ценности земельного участка.

     Практика показала, что при обсуждении и принятии новых ставок земельного налога приоритет отдавался бюджетным интересам.  Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель поселений, зданий и сооружений.

     В современной отечественной литературе проблемы исчисления и уплаты земельного налога затронуты в трудах совершенствования налогового механизма отражена в трудах А.В. Брызгалина, Л.А. Дробозиной, Н.В. Милякова, С.Г. Пепеляева, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной.

     Проблема государственного регулирования процессов налогообложения землепользования освещены в работах В.Б. Балкизова, М.Ю. Березина, Б.В. Гусева, А.З. Дадашева, Е.В. Лобановой, Д.А. Смирнова,  З.И. Усовой, Ю.В. Фокина, которые исследовали социально-экономические и экономико-правовые аспекты налогообложения.

     Целью курсовой работы является изучение системы налогообложения земельным налогом в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

* Изучить содержание законодательных и нормативно-правовых актов в области налогообложения земельным налогом.

* Изучить порядок исчисления, учета и уплаты земельного налога.

     Предметом курсовой работы являются финансовые отношения, возникающие  между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и государством при  налогообложении землепользования.

      Объектом   курсовой работы является действующая система налогообложения землепользования современной России.

     Теоретическую основу и методологическую базу курсовой работы составили позиции, положения и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых.

     Методы исследования: сравнительный    анализ    и    синтез, аналитические методы.

     Информационную и эмпирическую основу курсовой работы составили действующие федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (законодательные и нормативные акты органов власти РФ), региональные нормативно-правовые акты,  периодические издания и ресурсы сети Интернет.


Глава 1 Особенности исчисления и уплаты земельного налога организациями и физическими лицами

1.1 Понятие и правовое регулирование исчисления и уплаты земельного налога

     Земельный налог относится к местным налогам, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении налога. В г.г. Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится законами указанных субъектов. Земельный налог с 1 января 2006 г. уплачивается по правилам гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ3.

     Порядок расчета земельного налога согласно НК РФ принципиально отличается от прежнего. Раньше согласно Закону РФ "О плате за землю" налоговой базой для исчисления налога служила площадь земельного участка, а ставки налога были различными для граждан и организаций. Для определения конкретной ставки использовалась сложная система коэффициентов, которые учитывали категорию земельного участка, его местонахождение, применялись коэффициенты индексации ставок налога. Порядок, установленный Кодексом, проще. Теперь налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, без сложной системы применения коэффициентов индексации ставок налога.

     Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) в своих нормативных правовых актах (законодательных актах) определяют только те элементы земельного налога, право на установление которых им прямо предоставлено Кодексом. В частности, устанавливаются ставки по налогу в пределах, установленных гл. 31 (в том числе дифференцированные в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельных участков), порядок и сроки уплаты налога.

     Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы сверх установленных ст. 395 Кодекса, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) также вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 393).

     Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 31 Кодекса. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. При этом под земельным участком в качестве объекта налогообложения следует понимать часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

     Налогоплательщиками по земельному налогу являются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 Кодекса:

* российские организации;

* иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

* граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;