Оглавление

1        Раздел 1. Программа опроса        3

1.1        Анализ актуальности темы опроса        3

1.2        Описание социальных фактов, касающихся темы опроса        4

1.3        Выявление социальных противоречий в исследуемых фактах, явлениях, процессах        5

1.4        Постановка проблемы опроса. Описание конкретной проблемной ситуации. Формулировка проблемы опроса        5

1.5        Определение и формулировка цели опроса        6

1.6        Определение и формулировка задач опроса        6

1.7        Выявление и краткое описание объекта и предмета опроса        6

1.8        Определение и обоснование типа выборки. Построение выборки        6

1.9        Операционализация основных понятий, включающая:        7

1.9.1        выявление основных понятий, описывающих исследуемые социальные явления или процессы        7

1.9.2        вербальное (теоретическое) определение основных понятий        8

1.9.3        выявление совокупности наиболее существенных характеристик, необходимых для достаточно полного анализа исследуемых явлений (выявление социальных показателей)        10

1.9.4        выбор наиболее значимых для решения задач исследования признаков (социальных индикаторов)        13

1.9.5        описание операций и процедур эмпирического измерения        14

1.10        Описание основных методов и технических приемов, которые предполагается использовать в данном опросе        14

1.11        Обоснование выбора методов.        15

1.12        Каталог вопросов. Опросный лист (сценарий интервью, карточка социометрического опроса, бланк тестового опроса).        18

2        Раздел 2. Анализ результатов опроса        19

2.1        Краткое описание опроса (где, в каких организациях, когда, каким образом, при каких особых обстоятельствах проводился опрос).        19

2.2        Анализ выборки, включающий:        19

2.3        Анализ вопросника        20

2.4        Обобщение и анализ ответов респондентов.        21

2.5        Анализ гипотез.        25

2.6        Анализ трудностей, преимуществ и недостатков опроса. (Рекомендуется оформление в виде таблицы.)        26

2.7        Анализ и оценка качества результатов проведенного опроса        27

2.8        Основные выводы        27

2.9        Основные рекомендации        28

Приложение 1        32

Приложение 2        34

Приложение 3        37



1 Раздел 1. Программа опроса

1.1 Анализ актуальности темы опроса

     Стиль руководства является одним из основных понятий в управленческой психологии. Под ним подразумевается способ или система способов, с помощью которых руководитель воздействует на своих подчинённых с целью успешного выполнения своих функций и успешной работы организации.

     На стиль руководства влияет множество факторов. В первую очередь - это личность самого руководителя, особенности его характера. Кроме того, стиль руководства зависит от специфики сферы деятельности, особенностей руководимого коллектива, окружающей производственной среды. В связи с этим стили руководства изучаются с разных подходов:

* Подход с позиции личных качеств человека

* Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя

* Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов

     В современных условиях рыночной экономики, в условиях высокой конкуренции между производителями и спросом на качественную продукцию изменились и функции руководителей. Так, к ним предъявляется ряд требований, к которым относятся обеспечение высокой производительности, контроль над качественным исполнением работниками своих обязанностей и др. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать стили руководства, применяя которые можно было бы соответствовать предъявляемым требованиям. Этим объясняется актуальность работы.

1.2 Описание социальных фактов, касающихся темы опроса

      Назначение на руководящую должность подразумевает, естественно, и передачу руководителю всей полноты власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей - словом, он должен быть лидером. В условиях современной России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря своим личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии.

     Стиль руководства (лидерства)1 есть устойчивая манера поведения руководителя (лидера) по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации. Лидерство - это способность влиять на личность и группы, а власть - это возможность воздействовать на поведение других. Современный руководитель - это человек, который одновременно является лидером и обладает властью.

     Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых лидер организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.

     Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, благоприятствующую высокопроизводительной работе.