Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы подходы к изучению стиля руководства        4

1.1        Понятие и содержание стиля руководства        4

1.2        Стиль руководства элемент системы управления персоналом        9

Глава 2        Исследование влияние стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе на примере подразделений ОАО "Нидан Соки"        17

2.1        Экономико-организационная характеристика компании ОАО "Нидан Соки"        17

2.2        Исследование влияния стиля руководства на микроклимат коллектива                        23

Заключение        38

Список литературы        41

Приложения        44



Введение

     Стиль руководства является одним из основных понятий в управленческой психологии. Под ним подразумевается способ или система способов, с помощью которых руководитель воздействует на своих подчинённых с целью успешного выполнения своих функций и успешной работы организации.

     На стиль руководства влияет множество факторов. В первую очередь - это личность самого руководителя, особенности его характера. Кроме того, стиль руководства зависит от специфики сферы деятельности, особенностей руководимого коллектива, окружающей производственной среды. В связи с этим стили руководства изучаются с разных подходов:

Подход с позиции личных качеств человека

Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя

Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов

     В современных условиях рыночной экономики, в условиях высокой конкуренции между производителями и спросом на качественную продукцию изменились и функции руководителей. Так, к ним предъявляется ряд требований, к которым относятся обеспечение высокой производительности, контроль над качественным исполнением работниками своих обязанностей и др. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать стили руководства, применяя которые можно было бы соответствовать предъявляемым требованиям. Этим объясняется актуальность работы.

     Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить понятие и классификацию стилей руководства

Исследовать классификацию стилей руководства

Проанализировать зарубежный опыт выбора стиля руководства

Исследовать проблемы формирования стиля руководства на современных российских предприятиях

Изучить современный стиль руководителя на примере ОАО "Нидан Соки".

     Поставленные задачи легли в основу построения структуры работы: она состоит из введения, двух частей: теоретической и практической, и заключения, где даются выводы и предложения.

     Предметом исследования являются стили управления, объектом - особенности различных стилей руководства ОАО "Нидан Соки"..

     Основными методами работы являются:

Анализ имеющейся литературы по теме

Описание различных стилей

Сравнительный метод



Глава 1 Теоретические основы подходы к изучению стиля руководства

1.1 Понятие и содержание стиля руководства

     Стиль руководства представляет собой устоявшуюся манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и мотивировать их к достижению целей организации.

     На стиль руководства оказывают влияние различные факторы, в том числе:

* цели и задачи организации;

* общие условия труда;

* актуальная ситуация;

* личности сотрудников;

* структура группы;

* место рабочей группы в организации;

* размер группы;

* личность руководителя1.

     Назначение на руководящую должность подразумевает, естественно, и передачу руководителю всей полноты власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей - словом, он должен быть лидером. В условиях современной России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря своим личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии.

     Интересно проследить путь руководителя к лидерству начиная с момента его назначения на руководящую должность, так как слияние роли руководителя и лидера в одном лице наиболее желательно и перспективно. В первые после своего назначения дни новый руководитель попадает в весьма сложную, даже деликатную ситуацию: проявить осторожность и выжидать, изучая доставшееся ему наследство? Или начать с критики недостатков и предпринять активный штурм по их устранению? Часто бывший руководитель бывает передвинут на более высокую должность и теперь является прямым начальником новичка и коренное преобразование организации может быть воспринято как критика эффективности работы шефа. Ситуация действительно деликатная, и многие молодые руководители какое-то время мечутся в поисках оптимального решения, топчутся на одном месте, не рискуя наметить и реализовать разумный план действий, хотя очевидно, что принятия решения не избежать.

     Теория управления рекомендует новому руководителю не терять зря времени и в процессе адаптации к своему новому положению в коллективе определить важнейшие проблемы, решение которых обеспечит наибольшую эффективность работы. Нужно, чтобы намеченные к реализации задачи были в рамках компетенции руководителя, не требовали дополнительных ресурсов, принесли ощутимые результаты в короткие сроки и выполнялись по четкому рабочему плану. Жесткий контроль выполнения плана может вызвать недовольство исполнителей, но если деятельность руководителя начнет приносить ощутимые результаты, а тем более и выплату премий, то коллектив поддержит эти инициативы. Стратегия проведения реформ на фоне конкретных дел позволит руководителю бесконфликтно установить деловые и доверительные отношения с коллективом, подтвердить свою квалификацию и сделать первый шаг на пути к истинному лидерству.