Содержание

Введение        2

Глава 1        Школа научного управления в менеджменте        4

1.1        Основные положения теории Френка и Лилии Гилбертов        4

1.2        Основные принципы научной организации труда        8

Глава 2        Анализ организации труда на  ОАО "Тамак"        15

2.1        Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО "Тамак"        15

2.2        Анализ производительности труда ОАО "Тамак"        16

Глава 3        Анализ применимости теорий Ф. и Л. Гилбертов на предприятиях России                20

3.1        Основные пути повышения производительности труда на предприятии ОАО "Тамак"        20

3.2        Анализ  применимости теории Гилбертов на российских предприятиях        24

Заключение        28

Список литературы        30


Введение

     Эффективный производственный менеджмент невозможен без научной организации труда. Научная организация труда является составляющей цикла производственного менеджмента на оперативном уровне. Организация труда должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивать повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

     Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач; экономической, психофизиологической, социальной.

     Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда.

     Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности.

     Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.

     В настоящее время весьма актуально изучать пути повышения производительности труда, используя теоретический и практический опыт, накопленный в сфере научной организации труда.

     Основу современного менеджмента, который решает,  в том числе и научную организацию труда, заложили последователи школы научного менеджмента, основанную Тейлором.

     Система Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века. В 20-30-е годы последователями Тейлора  Ф.Б. Гилберт, Лилиан Гилберт, сыгравшие значительную роль в становлении концепции научной организации труда.

     В последнее время все чаще стали звучать слова о повышении роли персонала организации в его успешной работе. Сейчас перед многими российскими предприятиями стоит ряд проблем, связанных с управлением персоналом, и от того, как они будут решены, во многом зависит будущее не только этих предприятий, но и всей российской экономики.

     Проблематике научной организации труда и научному менеджменту посвящено значительное количество работ отечественных  Г.Л. Азоев, Н. Александрова, О. Аристов, А. Блинова, Г. Воронина, Т. Гоголевой, В. Жигайло, Н. Ивановой, В. Козлова, Д. Котикова, Д. Крючкова, Б. Лапина, А. Литвинова, Т. Молибог, А. Олейника, Ю. Ольсевича, В. Полтеровича, В. Рубе, С. Светункова, В. Фадеева, Р. Фатхудтдинова, А. Шулуса, А. Юданова, в которых затронуты вопросы формирования стратегии организации в сфере управления персоналом.

     Целью курсовой работы является изучение перспектив применения теорий Ф. И Л. Гилбертов на современных российских организациях.

     Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих задач:

1) Изучение основных положений и концепций теории Гилбертов;

2) Изучение основных принципов научной организации труда;

3) Анализ  организации труда на примере конкретного российского предприятия;

4) Анализ возможности применение на этом предприятий основных положений теории Гилбертов;

5) Сделать вывод о возможности применения теории в российских условиях.

     Объектом курсовой работы выступает промышленное предприятие  ОАО  "Тамак".

     Предметом курсовой работы выступает процесс формирования кадровой политики организации в трансформируемой экономике России.

Глава 1 Школа научного управления в менеджменте

1.1 Основные положения теории Френка и Лилии Гилбертов

     Научное управление это школа менеджмента, которая не пренебрегала человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Научное управление также выступило в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы1.

     Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне. Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса.

     Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

1) Рациональная организация труда.

2) Разработка формальной структуры организации.

3) Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

     Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

     Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые наряду с Тейлором являются основателями школы научного управления.

     Гилбрейт - американский специалист по управлению производством, один из основоположников научного менеджмента, современник Ф. Тейлора, автор книг "Изучение движений" (1912), "Изучение усталости" (1921), "Прикладное изучение движений" (1925). Исследовал оптимальные способы выполнения работы с использованием элементарных движений, впервые применив для этих целей фотоаппаратуру, кинокамеру, микрохронометр.

     Создатель микроэлементарного нормирования ("терблинг-подхода"), имевшего решающее значение для дальнейшего развития нормирования труда. Следуя за Тейлором, разрабатывал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого (целесообразное устройство передачи рабочих мест, рациональные способы подачи материалов и пр.)2.

     Лилиан Гилбрет - американский психолог, проводила экспериментальные и теоретические исследования в области менеджмента, посвященные вопросам управления кадрами, их научного подбора, расстановки, подготовки.

Гилберты  занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство. Френк и Лилия Гилберты искали способы повышения эффективности физического труда.  Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли