Содержание



Введение        2

1.        Сущность и источники власти менеджера

1.1        Понятие власти в менеджменте        5

1.2        Виды и источники власти менеджера        8

1.3        Стили руководства: их виды и методы исследования        13

2.        Изучение видов власти и лидерства на примере Муниципального учреждения "Отдел архитектуры, градостроительства и землепользования" города Мичуринска

2.1        Экономико-организационная характеристика        28

2.2        Оценка стиля руководства в отделе архитектуры и градостроительства города        31

Заключение        37

Список литературы        39

Приложения        41


Введение

     В последние годы актуальность осмысления методологических и эволюционных аспектов управления как научной дисциплины резко возросла. Появились и работы российских ученых в русле этого нового приоритетного направления исследований. Основная причина всплеска интереса к данной проблематике связана с тем, что в условиях кардинальной трансформации на рубеже ХХI в. экономики фирм и конкуренции необходимо глубокое осмысление нынешнего состояния системы управления предприятием, систематизация ее достижений и тем самым - подготовка к ее развитию в новом столетии.

     В этом отношении примечательно развитие понятия, форм и источников власти менеджера. Для менеджера вопрос власти является одним из ключевых. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства. Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей при любых условиях. Она достигается с помощью власти и влияния, которые руководитель сумеет приобрести среди коллег и подчиненных.

     Власть - это возможность оказывать влияние на поведение других для достижения целей организации.

     Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями в формальных и неформальных отношениях, которые в обобщенном виде называют влиянием.

     Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение, мысли или чувства другого индивида. Средства влияния могут быть разнообразными от просьбы до угрозы.

     Для успеха организации власть необходима как инструмент координирования усилий членов коллектива и поддержания производственной дисциплины.

     Власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

     Приоритет социальных целей и ценностей, положение человека в центре организации и процессов управления - безусловные и непререкаемые принципы для каждого руководителя современного предприятия. При этом задача управления состоит, в создании организационных и психологических условий, которые будут оказывать мобилизующее, стимулирующее, организующее, возвышающее и развивающее влияние на персонал в целом и каждого сотрудника в отдельности.

     Комплексное исследование теоретических и методологических основ управления организацией нашло отражение в трудах Б.М.Генкина, А.З. Дадашева, Ю.А.Дмитриева, Н.Д. Колесова, Г.Г. Меликьяна, В.В. Неугодова, Т.В. Рябушкина, М.Я. Сонина.

     Объектом исследования в данной работе является деятельность руководителя, менеджера в условиях конкурентной среды.

     Предмет исследования - условия эффективности деятельности руководителя в контексте рационального осуществления управления.

     Цель исследования: выявить и всесторонне раскрыть особенности и источники власти менеджмента, направленного на эффективное развитие управления предприятием.

     Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

* Исследование современных методолого-теоретических подходов к определению понятия, видов и источников власти.

* Раскрытие сущности стилей руководства как фактора эффективного менеджмента.

* Социологическое исследование специфики стиля руководства, способа управленческого взаимодействия как базовых свойств эффективности деятельности менеджера в условиях предприятия.

     Методы исследования: теоретические и эмпирические методы психологии труда: анкетирование, тестирование, моделирование, метод экспертной оценки, методы математической статистики и критериальный анализ выявленных фактов.


1.

Сущность и источники власти менеджера

1.1 Понятие власти в менеджменте

     Без власти индивид в организации не может быть менеджером.

     Власть в менеджменте - это легитимное, законное право отдавать приказы подчиненным при выполнении различных задании, а также право поощрять или наказывать их.

     Все менеджеры  наделены официальной властью, переданной им менеджерами высшего и среднего уровней управления. Определенный объем власти они получают от различных заместителей президентов фирм, глав компаний, генеральных директоров. Таким образом у менеджеров формируется вполне определенный и легитимный объем полномочий, которые закрепляются должностными инструкциями, положениями о подразделениях, другими регламентами и нормативами.

     Власть представляет собой силу, воздействие, на основе которых менеджер может потребовать от подчиненного выполнять или не выполнять какое-то действие при достижении цели предприятием. Власть в менеджменте - явление изменчивое: она возрастает, если менеджер исполняет свои обязанности на рабочем месте, и переходит к его преемнику, если менеджер меняет место работы.

     Власть включает в себя также выполнение различных санкций к подчиненным в случае необходимости. Без такого рычага воздействия, как приказ, на предприятии возможна дезорганизация. Если рабочий отказывается выполнить приказ, распоряжение, менеджер наделен правом, властью применить наказание вплоть до отстранения подчиненного от работы. Конечно, пределы власти ограничены.

Необходимо учитывать рамки контрактных условий, законы. Рассмотренные выше реальные и официальные источники власти менеджера не означают, что в повседневной работе он должен применять только