СОДЕРЖАНИЕ

     

     

ВВЕДЕНИЕ        2

Глава 1        ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ        5

1.1        Понятие, типы, элементы коммуникационного процесса        5

1.2        Виды коммуникационных сетей        12

Глава 2        ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ        18

2.1        Специфика общения в условиях организации        18

2.2        Направления формирования и специфика российской деловой культуры        27

Глава 3        МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ                        41

3.1        Методика организации деловой беседы        41

3.2        Методика ведения телефонного разговора        45

3.3        Методика подготовки делового письма        49

3.4        Методика проведения деловых совещаний        50

3.5        Методика проведения эффективных деловых переговоров        60

3.6        Методика подготовки публичного выступления        70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        77

ПРИЛОЖЕНИЕ        80

     

     


ВВЕДЕНИЕ

      В условиях усиливающейся динамичности внешней среды, интеграции рынков сбыта, сокращения жизненного цикла продукта, развития технологий и средств коммуникации главным фактором успешного развития предприятия становится своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие в его окружении. Одной из главных проблем современной российской экономики является поиск путей совершенствования управления и бизнес-процессами организаций, улучшения внутриорганизационного взаимодействия. По крайней мере 80 % рабочего времени менеджеры тратят на общение с другими людьми. 48 минут в час они проводят на встречах, в разговорах по телефону и просто в неформальных разговорах в коридорах. Остальные 20 % времени типичного менеджера уходит на работу за столом, большая часть из которой представляет собой те же коммуникации, только в виде чтения или письма. Поэтому совершенствование бизнес-процессов большинсва организаций сводится к совнершенствованию процесса коммуникаций ее менеджеров, в чем и заключается актуальность темы курсовой работы.

      Кроме того нужно имень ввиду аспект информатизации как производства так и общества. Современное состояние рынка характеризуется повышением значимости и ценности информации. Увеличиваются темпы роста информатизации общества, потребителю становится необходим и доступен все больший объем информации. Компании, однако, не могут увеличивать объемы своих коммуникаций пропорционально увеличению объема информации, доступной потребителю. В настоящее время в период широкого применения различных видов коммуникаций в процессе управления наблюдается значительное снижение эффективности их традиционных инструментов и особенно каналов коммуникаций. Подобная ситуация связана с возрастающим влиянием следующих факторов: увеличение объемов информации, возрастанием объемов информации получаемых по одним и тем же каналам коммуникаций, эволюцией менеджера как такового, его стремлением сопротивляться восприятию существующих коммуникативных сообщений (порой раздражением к данным сообщениям) и других.

      Деловое общение важнейший компонент организационной культуры. Это процесс установления, поддержания и развития контактов между членами группы, предполагающий достижение определенного результата (обмен информацией, решение проблемы, достижение поставленной цели) и реализующегося в форме публичных выступлений, деловых переговоров, совещаний, деловых бесед.

      В современных социально-экономических отношениях необходим менеджер, обладающий профессионально-личностными ценностями (внутренней культурой, этичностью, профессионализмом, компетентностью, ответственностью и т. д). Основным здесь является внутренняя (личностная) основа приобретения профессионально-значимых качеств.  В этой связи чрезвычайно актуальной представляется профессионально-личностная технология подготовки менеджера, направленная на формирование корпоративных ценностей.

      Таким образом, коммуникации играют для предприятия важную роль. Они облегчают процесс продажи существующих и новых товаров, создают известность предприятию, влияют на потенциальные рынки, правительство и другие структуры управления. Коммуникации способствуют формированию имиджа, привлечению инвестиций компании. Они защищают от негативных влияний среды бизнеса и конкурентного окружения. В связи с этим тема курсовой работы представляется весьма актуальной.

      Проблемы формирования системы коммуникаций в работе менеджера рассматривались в трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как работы И.П. Богомоловой, Т.И. Овчинниковой и И.А. Давыденко, Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова, В.Б. Вязового, О.В. Иншакова, Н.Н. Лебедевой и Н.Н. Набиева, Н.Н. Крупиной, А.А. Нещадина, В. Романова, В.В. Смыкова, В.С. Соколянской и В.А. Бородина, Б.Л. Цветковой, П. Шихирева и других. Вопросы управленческой этики, этикета и делового общения освещены в работах С. Брауна, Э. Вандербильта, Д. Карнеги, Р. Д. Льюиса, А. Пиза, Р. Фишера, К. Ханса. В отечественных научных работах таких авторов, как Н. М. Гончарова, Н. В. Демидов, Л. Н. Колесникова, Л. С. Лихачева, М. М. Лебедева, Г. М. Холопова, И. А. Стернин, акцент делается в большей степени на вопросы культуры и этики общения.

      Целью курсовой работы является изучение механизма коммуникаций в системе управления организации.

      Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:

* Изучить теоретико - методологические основы коммуникационного обеспечения процессов управления организацией.

* Изучить специфику организации делового общения.

* Изучить методику организации отдельных видов коммуникации.

      Объектом курсовой работы является система управления современной организацией.

      Предметом курсовой работы является анализ взаимного влияния системы управления организации и процессов коммуникации менеджеров, совершенствование процессов коммуникации в организации.

      Теоретической и методологической основой исследования стали классические и современные труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, теории управления организациями, теории проектного управления и управления качеством, информационных технологий. Также были использованы исследования, посвящённые современному значению корпоративной культуры и интеллектуальных ресурсов в экономике.

      В курсовой работе применены материалы экономической литературы, международные и российские стандарты, справочные материалы, тематические материалы периодических изданий, исследования консалтинговых компаний, маркетинговые и информационные материалы компаний а также публикации в печатных и интернет-изданиях, освещающие отдельные аспекты затронутых в исследовании вопросов.

      Методологической основой курсовой работы служат положения, общенаучные и специальные приёмы, составляющие инструментарий менеджмента как науки. В ходе исследования в качестве общенаучного метода используется системный подход, применялись методы, обусловленные конкретными задачами исследования: экспертно-аналитический метод; статистические, логические, графические и другие методы обработки, обобщения и анализа информации.

      Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяют углубить теоретические и практические представления о коммуникации в работе менеджера и в возможности использования собранных материалов в процессе преподавания управленческих дисциплин.

Глава 1

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1 Понятие, типы, элементы коммуникационного процесса

      Коммуникация, наряду с интеракцией (организация взаимодействия между людьми) и перцепцией (процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения), является составной частью процесса общения. Коммуникация представляет собой процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания обмениваемой информации1.

      Приоритетной целью бизнес-коммуникаций предприятия является создание позитивного корпоративного имиджа, работающего на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке. Специфика коммуникаций является одним из элементов базовых культурных представлений и в то же время индикатором, показателем, выразителем глубинных и проявляемых элементов культуры2.

      Коммуникация является конституирующим фактором любой организации. По некоторым оценкам, она занимает от 50 до 90% времени в работе типичного менеджера3. В результате непосредственного наблюдения за деятельностью широкого круга менеджеров Ф. Лютенс сделал следующие выводы: 44% времени тратится на профессиональную коммуникацию ? обмен информацией и работу с документами; 11% ? на установление связей; 19% ? на традиционный менеджмент; 26% ? на управление человеческими ресурсами4. Таким образом, руководитель в процессе коммуникации реализует свои роли в управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля, а также в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений.

      Важность коммуникативных процессов в организации является общепризнанным фактом: согласно опросам, 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают неэффективную коммуникацию главным препятствием на пути достижения успеха их организациями. В результате другого опроса примерно 250 тыс. работников 2000 различных компаний было выявлено, что обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях5.