Содержание


Введение        2

Глава 1        Основы функционирования и развития культур национальных автономий в России        5

1.1        Понятие и значение культуры национальных автономий в условиях многонационального государства        5

1.2        Виды национально-культурной автономии        14

1.3        Органы управления и акты национально-культурной автономии                        18

Глава 2        Проблемы культуры в Ямало-ненецком автономном округе        26

2.1        Характеристика Ямало-ненецкого автономного округа        26

2.2        Культура коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа        31

2.2.1        Ненцы        31

2.2.2        Ханты        34

2.2.3        Селькупы        36

2.3        Основные проблемы культуры национальной автономии        38

Заключение        45

Список литературы        49


Введение

     Социальная трансформация, переживаемая российским обществом, не может быть понята вне контекста национально-этнических отношений. Эволюция федерации как полиэтничного образования невозможна вне оптимизации регламента межнационального взаимодействия, изучение которого оказывается первостепенной задачей достижения стабильности, безопасности, устойчивости.

     В современном мире практически не осталось однонациональных государств, многие сограждане принадлежат к различным этнокультурным, расовым и этноконфессиональным группам. Многонациональность, мультикультурность и полиэтничность ныне являются глобальными и универсальными характеристиками современного мира.

     В Российской Федерации, где проживают представители 160 народов полиэтничны и все субъекты Федерации. Не является исключением в этом отношении и Ямало-Ненецкий автономный округ. Как и каждый регион страны он уникален, и специфика его обусловлена своей, отличной от других, этнической структурой населения. Это складывалось исторически, на протяжении длительного  времени входя в плоть и кровь регионального сообщества, преломляясь в традициях и мировоззрении, в идеологии, в экономике и культуре.        

     Актуальность темы работы заключается в том, что в 90-е гг. национализм стал составляющей широкого спектра политических ситуаций в различных регионах мира. Несмотря на тенденции интернационализации и глобализации жизни, именно этнические, национальные конфликты и противостояния выходят на первый план независимо от экономического уровня развития. Не является исключением и Россия. Распад крупнейшего многонационального государства - СССР, сочетающего в государственном формообразовании национальные и территориальные элементы, не мог не привести к всплеску национальных проблем, обострению этнического самосознания населяющих его народов.

     Остроту этнонациональным проблемам придает и затянувшаяся трансформация российского общества, относительный неуспех проведенных экономических и социальных реформ. Перед лицом метаморфоз социальной среды обостряется вопрос стабилизации социальной общности.

     Ликвидация предпосылок национализма в постсоветской России позволит достичь искомой политической консолидации, купировать конфликты, наметить направления совершенствования федеративного устройства нации. В этом направлении и должны работать мероприятия по возрождению культурной идентичности национальных автономий.

     Актуальность исследования теоретических основ осмысления национальной идеи в отечественной культурологической и исторической мысли определяется современным состоянием Российского общества, которое находится в поисках созидательной национальной идеи. Наблюдающийся сегодня "этнический ренессанс", являющийся ответом на вызовы глобализации порождает кризисные ситуации, которые требуют теоретического осмысления.

     Тема является востребованной в последнее время. В России изучением этноса, нации, этничности, национализма, этнонациональных процессов занимаются: Р. Абдулатипов, Ю.Арутюнян, А.Бороноев, Б.Винер, Г.Волкова, Н.Гиренко, Н.Губогло, В.Денисенко, Л.Дробижева, И.Елаева, Е.Захарова, А.Здравомыслов, Г.Иванов, А.Иванова, С.Иванова, В.Ильин, Г.Караваев, В.Кашаев, В.Козлов, Н.Кокшаров, В.Коротеева, О.Кулакова, А.Куропятник, С.Лурье, В. Малахов, М. Мнацаканян, Е.Нарочницкая, А.Панарин, Ю.Попков, В.Прибыловский, Г.Рокина, Л.Рубан, С.Рыбаков, Т.Сафронова, Ю.Семенов, З.Сикевич, Н.Скворцов, М.Соколов, С.Соколовский, Х.Тадтаев,  В.Тишков, В.Тоидис, Ж. Тощенко, В.Филиппов, В.Хотинец, Н.Цепищев, В.Чагилов, С.Чешко, Е.Шапинская, Л.Якушев и др.

     Объект курсовой работы - национально-политическое   пространство России.

     Предмет курсовой работы - культура национальных автономий  в России в постсоветский период.

     Цель курсовой работы -  выявить особенности культуры национальных автономий в постсоветской России.

     Задачи курсовой работы:

* определить  сущностные характеристики культуры национальных автономий;

* выявить особенности культуры национальных автономий;

* выявить ресурс национально-культурной автономии как технологии   социального устроения федеративного государства.

Глава 1

Основы функционирования и развития культур национальных автономий в России

1.1 Понятие и значение культуры национальных автономий в условиях многонационального государства

     Под этничностью понимаются культурно-отличительные (этнические) группы и формы идентичности; суть этничности определяют существенные стороны организации социальности по принципу территориальной, культурной, поведенческой, традиционной соотнесенности.

     Этносы не являются компонентом социальной структуры,  ее исторически конкретным целостным выражением. Определения этноса сконцентрированы на  социальной организации конкретной группы, различающейся от других групп (культура, традиция, верования, обычаи)1.

     Примордиалистская концепция (ван ден Берге, Клиффорд Гертц, отчасти Ф.Барт,  поздний Мойнихан, М.Широкогоров, Л.Гумилев)  реализуется в двух модусах: социобиологическом и эволюционно-историческом. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, сторонники второго толкуют этнос  как социальное сообщество, которое связано с конкретным гражданским прошлым (Б.Андерсон, Р.Бурдье, Э.Геллнер, Э.Хобсбаум, У.Альтерматт).  

     В основе инструментализма - социально-психологическая теория личности, общения, компенсаторных потребностей. Инструменталисты объясняют сохранение этнической группы потребностями людей в преодолении отчуждения, свойственного современному обществу.

     Выражением социально-политической оформленности этничности является нация. В ходе дискуссии о происхождении и сущности нации сложились  теории: