Содержание

Введение        2

Глава 1        Маржинальные аспекты и критерии принятия финансовых решений                4

Глава 2        Анализ эффективности использования привлекаемых ресурсов организации        12

Глава 3        Амортизация и амортизационная политика организации        23

Заключение        30

Список литературы        31

Приложение        33


Введение

     В период реформирования экономики эффективное управление издержками производства и результатами деятельности предприятий представляет собой важную и сложную задачу. Вступление России в ВТО требует повышения технико-экономической эффективности функционирования предприятий. Другой особенностью современного хозяйствования является переход к рыночным отношениям в условиях обострения конкурентной борьбы. При этом важно учитывать, что значительное количество предприятий России работает на изношенном оборудовании, требует инвестирования в основной и оборотный капитал, в то же время их несоответствие параметрам финансовой устойчивости не согласуется с условиями кредиторов, предлагаемыми заемщикам. Образуется замкнутый цикл, решение которого кроется в более тесном взаимодействии предприятий и банков. Отсюда возрастающее значение научного поиска решений обозначенных аспектов.

     Благоприятный выход из данной ситуации для хозяйствующих субъектов возможен лишь при способности конкурировать на рынке, повышая собственную прибыль, что обеспечивается за счет  снижения себестоимости продукции.  Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

     Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает менеджер, формируя цели и добиваясь их достижения.

     Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций, в том числе касающихся проведения анализа безубыточности и привлечения заемного капитала.

     Методологическим проблемам принятия решений уделяется большое внимание в российской экономической литературе. Разные аспекты управления финансами предприятия рассмотрены в работах отечественных авторов: Л. И. Абалкина, А. Е. Абрамова, И. Т. Балабанова, М. И. Баканова, А. В. Бачурина, И. А. Бланка, В. Н. Богачева, П. И. Вахрина, Т. А. Владимировой, В. Ф.Воли, В. В.Ковалева, М. Н. Крейниной, А. Г.Куликова, Д. С.Львова, Д. С. Молякова, Б. Е. Пенькова, Г. В. Савицкой, В. М. Родионовой, Е. С.Стояновой, А.М. Тавасиева, В. И.Терехина, А. Д. Шеремета, П. Н. Шуляка, Д. Г. Черника.

     Цель курсовой работы состоит в изучении понятий и методики анализа безубыточности, анализа эффективности привлечения заемных средств и амортизационной политики предприятий в условиях рыночной экономики в теоретическом и практическом аспектах.  Исходя из поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1) раскрыть маржинальные аспекты принятия решений;

2) выявить основные критерии, которыми необходимо руководствоваться при принятии решений;

3) провести анализ безубыточности действующего предприятия в условиях рыночной экономики;

4) провести анализ эффективности привлечения заемных средств на примере конкретного предприятия;

5) рассмотреть теоретические аспекты амортизации и амортизационной политики проводимой на предприятии.

     Объектом исследования выступает финансовая система предприятия.

     Предметом исследования являются хозяйственная деятельность предприятия, как фактор безубыточности предприятий.

     Теоретико-методологической основой исследования служат: диалектический, системно-факторный и сравнительно-аналитический методы, комплексный анализ социально-экономических процессов; труды отечественных учёных по проблемам организации финансов предприятий, материалы периодической печати по этим проблемам.

Глава 1 Маржинальные аспекты и критерии принятия финансовых решений

     Принятие решений - процесс выбора наиболее предпочтительного решения из допустимого множества решений или упорядочение множества решений.

     Принятие решений возможно на основании знаний об объекте управления, о процессах объективное в нем протекающих и могущих произойти с течением времени  и при наличии множества показателей (критериев), характеризующих эффективность (качество, оптимальность и т.д.) принятого решения1.

     Финансовые решения отличаются взвешенностью и продуманностью. Финансовые решения базируются на всестороннем, доскональном изучении существующей проблемы. Вследствие этого финансовые решения являются последовательными и системно ориентированными, и дисциплинированными и структурированными.

     Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу; его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

     Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинального дохода.

     Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

     Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

     С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

     Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

     С помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности.

     Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные ограничения. Примерами ограничений при принятии решений в бизнесе могут быть:

     а) объем реализации продукции (существуют границы спроса на продукцию);

     б) трудовые ресурсы (общее количество или по профессиям);