Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретико-методические основы маркетинговых исследований рынка услуг        5

1.1        Структура и направления маркетингового исследования рынка услуг        5

1.2        Средства и методы маркетинговых исследований рынка услуг        13

1.3        Процесс и план маркетинговых исследований        17

Глава 2        Маркетинговое исследование рынка финансовых услуг        23

2.1        Финансово-экономическая ситуация        23

2.2        Динамика рынка финансовых услуг        31

2.3        Результаты исследования привлекательности услуг        38

2.4        Рекомендации по результатам маркетингового исследования рынка финансовых услуг        44

Заключение        46

Список литературы        48

Приложение        51


Введение

     Одним из ключевых условий развития российской экономики является создание возможностей для широкого доступа физических и юридических лиц к финансово-кредитным ресурсам. Рынок финансовых услуг является неотъемлемой составляющей экономической стабильности, важнейшим фактором ускорения роста российской экономики, обеспечения растущего спроса на качественные финансовые услуги. Развитие экономики, увеличение производства приводит к росту объема товаров, однако, несмотря на улучшение благосостояния населения, спрос на товары, все еще отстает от предложения. Предоставление финансовых услуг населению позволяет ускорить процесс перехода на новый уровень развития внутреннего спроса, что хорошо видно на примере ряда стран Восточной Европы, где рост доходов вел к активизации спроса на недвижимость, автомобили и другие товары.

     В то же время проблемы улучшения качества финансовых услуг должны быть разрешены только на основании достоверной информации из первых рук - от потребителей. В этих целях необходимы маркетинговые исследования рынка услуг. Стоит отметить, что маркетинг по своей сути является системой изучения рынка и воздействия на него. Основными индикаторами реакции рынка для маркетологов выступают спрос и лежащее в его основе потребительское поведение.

     Первоначальные контуры рынка финансовых услуг только складываются, идет создание, формирование и отладка его системы. Для того, чтобы данный рынок начал нормально функционировать необходим его постоянный мониторинг. Поэтому проблема маркетингового исследования рынка финансовых услуг является актуальной и подчеркивает актуальность темы курсовой работы. Исследования помогут в процессе поиска оптимальных теоретико-методических и практических решений для развития конкретных сегментов рынка. В частности, это касается создания условий для активной ориентации финансовых учреждений на рынок кредитования населения, развития банковских продуктов и услуг, формирование посреднической инфраструктуры на фондовом рынке. Это и обуславливает актуальность темы курсовой работы и важность маркетинговых исследований рынка отечественного финансовых услуг рынка.

     Существует большое количество публикаций на тему маркетинговых исследований. Разработкой теоретических и практических аспектов исследования рынка услуг занимались отечественные и зарубежные ученые: С.Н. Андреев, Е.И. Башкирова, А.А. Браверманн, П.Ю. Гомольский, Т.В. Гусев, П.С. Завьялов, А.П. Иванов, А.В. Комаров, М.М. Крестов, А.А. Мешков, О.И. Лаврушин, М.Л. Макальская, И.Н. Маяцкая, Л.Н. Мельниченко, А.П. Панкрухин, Н.Н. Пилипенко, Н.А. Пирожкова, А.В. Решетников, Б.Б. Рубцов, А.А. Мешков, Е.Л. Татарский, А.Е. Хачатурова, В.А. Шаховой, Т.В. Юрьева, Б. Берман, П. Диксон, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, Дж. Макдаугал, М. Портер, Е. Роберто, С. Рэпп, М. Трейси, Дж. Эванс и др.

     Цель курсовой работы - изучение теоретических и практических аспектов маркетингового исследования рынка финансовых услуг. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе осуществлялось решение следующих задач, определивших структуру работы:

* исследование теоретических основ маркетингового исследования рынка услуг;

* проведение маркетингового исследования рынка финансовых услуг.

     Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и менеджмента, современные концепции управления элементами маркетинга.

     Методы исследования в курсовой работе: системный анализ объекта и предмета исследования; индуктивный и дедуктивный подходы; общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения и другие.

     Для решения маркетинговых задач исследования рынка финансовых услуг  применялись методы исследования потребителей, сегментации рынка опросы, наблюдения, обработка данных.

     Результаты проведенных в курсовой работе исследований имеют как теоретический, так и прикладной характер. Основные теоретические выводы и положения курсовой работы могут быть использованы для разработки рекомендаций по решению проблемы выстраивания стратегии на рынке финансовых услуг.



Глава 1 Теоретико-методические основы маркетинговых исследований рынка услуг

1.1 Структура и направления маркетингового исследования рынка услуг

     Маркетинговое исследование - деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей рынка и его структур1.

     Маркетинговое исследование услуги или ее рыночного окружения представляет собой систематические мероприятия по получению оперативной информации в отношении данных, описывающих текущее или перспективное (прогнозное) состояние самой услуги или ее маркетингового окружения, а также анализ и отражение данных в форме, необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед фирмой2.

     В рыночной экономике функции маркетинга и непосредственно производства объединяет концепция создания полезностей (value - стоимость, ценность) - тех качеств товаров и услуг, за которые потребитель готов платить. Эти качества подразделяются на полезности формы, места, времени и владения продуктом3. Общепризнанный гуру современного менеджмента Питер Друкер утверждает: "Рынки создает не бог, не природа и не экономические факторы, их создает предприниматель. Есть только одно обоснованное определение цели бизнеса - создавать потребителя. То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность - вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность на успех"4.