Содержание



Введение        2

Глава 1        Сущность и основы управления жизненным циклом товара        5

1.1        Концепции жизненного цикла товара        5

1.2        Управление жизненным циклом товара        11

Глава 2        Оценка маркетинговой стратегии ОАО НЖК с учетом стадии жизненного цикла продукции и разработка мероприятий по ее совершенствованию        22

2.1        Экономическая характеристика предприятия        22

2.2        Анализ маркетинговой стратегии ОАО НЖК        23

2.3        Направления совершенствования маркетинговой стратегии ОАО НЖК с учетом стадии жизненного цикла товара        31

Заключение        38

Список литературы        42


Введение

     Проблемы эффективного управления на современном этапе развития отечественной рыночной экономики перед российскими предприятиями стоят достаточно остро, что связано не только с недостатком опыта функционирования в условиях жесткой конкуренции, но и со сложными, динамично изменяющимися условиями и факторами внешней маркетинговой макро- и микросреды. Это требует от предприятий постоянного поиска новых решений в области менеджмента и маркетинга. В особенности от промышленных предприятий, сочетающих в своей деятельности как производственные, так и торговые функции.

     Для них чрезвычайно актуально применение такой перспективной концепции стратегического управления предприятием, как концепция маркетингового управления. Она в частности предполагает обеспечение координирующей роли службы маркетинга по отношению к другим структурным подразделениям предприятия. Если учесть, что товар занимает особое место в комплексе маркетинга (поскольку он определяет специфику сочетания остальных трех его составляющих - цены, распределения и продвижения), товарная и ассортиментная политика занимают одно из ключевых мест в маркетинговом управлении.

     Маркетинговое управление товарным ассортиментом производственного предприятия на различных стадиях жизненного цикла товара призвано обеспечивать сохранение работоспособности управляемого объекта при непредвиденных изменениях его свойств, целей управления или окружающей среды путем смены алгоритма функционирования или поиска оптимальных состояний. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы.

     Проблемы маркетингового управления нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных специалистов, составивших теоретико-методологический базис современного маркетинга. К ним относятся Т.Амблер, Б.Берман, П.Диксон, Т.Коллинз, Ф.Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, С.Рэпп, Дж.Эванс, Г.А.Васильев, Е.П.Голубков, Т.П.Данько, В.Е.Демидов, П.С.Завьялов, Б.А.Соловьев, А.А.Мешков, Б.В.Мусатов и другие.

     Конкретным проблемам развития управления маркетингом в отрасли пищевой продукции и рыночным исследованиям посвящены работы И.П.Бобина, Л.Г.Елизарова, З.Н.Кишковского, В.В.Похлебкина, О.П.Пресняковой, А.В.Трофимченко, Э.Р.Ханухова и других.

     Объект и предмет исследования. Объектом исследования явились тенденции и особенности теории, методологии и методического аппарата современного маркетинга в области управления товаром и ассортиментом на различных стадиях жизненного цикла товара.

     Предмет исследования - маркетинговая стратегия ООО Новосибирский жировой комбинат.

     Целью курсовой работы является изучение маркетинговой стратегии на различных стадиях жизненного цикла товара.

     Задачи исследования. Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих конкретных задач:

     Изучение понятия жизненного цикла товара;

     Выявление необходимости и сущности маркетинговой стратегии на различных стадиях жизненного цикла товара;

     Изучение маркетинговой стратегии ООО Новосибирский жировой комбинат.

     Разработка методологических основ совершенствования  маркетинговой стратегии ООО Новосибирский жировой комбинат.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы произведения классиков экономической теории и маркетинга; концепции теории управления и маркетингового управления предприятием; разработки отечественных и зарубежных маркетологов; инструментарий теории принятия решений.

     В процессе работы над курсовой работой использовалась методология системного анализа, общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения, обобщения и другие.

     Информационная база работы включает Федеральные законы РФ и другие нормативные документы, статистическую информацию Росстата РФ, Союхмаргаринпрома, рабочие материалы и отчетные данные ООО Новосибирский жировой комбинат.

     Практическая значимость результатов проведенных исследований носит как теоретико-методологический, прикладной, так и учебный характер.

Глава 1

Сущность и основы управления жизненным циклом товара

1.1 Концепции жизненного цикла товара

     Со временем отношение потребителей к товару меняется. Поначалу только небольшая группа людей осведомлена о новом продукте и дистрибьюторы еще не готовы к его выпуску на рынок. Когда товар зарекомендует себя, появляется спрос и его продажи достигают определенного объема. Через какое-то время значительная часть потребителей уже знакома с продуктом, появляются продукты-конкуренты, и потребители перестают покупать старый продукт. Этот путь называется жизненным циклом товара. Он базируется на процессе "принятия-отказа" потребителем товара, или кривой принятия инноваций (рис. 1)1.


     Рис. 1. Кривая принятия инноваций

     Объем продаж зависит от того, в какой стадии своего жизненного цикла находится продукт. График продаж представляет собой кривую, которая сначала возрастает, затем стабилизируется и, наконец, опускается (рис. 2).