Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы реализации механизма государственной власти 5
1.1 Понятие государственной власти и ее механизма в современном государстве 5
1.2 Основные черты механизма государственной власти в странах Скандинавии 15
Глава 2 Характеристика механизма государственной власти отдельных скандинавских стран 17
2.1 Механизма государственной власти Финляндии 17
2.2 Механизма государственной власти Швеции 25
2.3 Механизм государственной власти в Норвегии 38
2.4 Механизм государственной власти в странах в Дании 47
Заключение 57
Список литературы 60
Введение
За последние годы произошло коренное изменение государственного строя России и других постсоциалистических стран, идет поиск наиболее приемлемых форм и методов управления в новых, изменившихся условиях. Россия на данный момент находится в стадии формирования демократической политической системы, срок существования которой, однако, сравнительно невелик. Между тем, в современных условиях прежние градации изменяются, происходит взаимное восприятие различных моделей, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В связи с этим очень большое значение приобретает изучение государственного, политического и конституционного устройства скандинавских стран, опыт которых может быть использован в этом процессе.
Скандина?вия - историко-культурный регион на севере Европы, центром которого является Скандинавский полуостров (а также Финляндия, Карелия, Мурманская и Ленинградская область России).
Объектом данного исследования будут социально-политические системы Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии.
Королевство Дания находится на северо-западе Европы, занимает большую часть полуострова Ютландия и группу близлежащих островов (Зеландия, Фюн, Лолланн, Фальстер и др.). Ее территория составляет 44 тыс. кв.км. Население - 5,4 млн. человек (по данным 2006 г.). Официальный язык - датский. Столица - г. Копенгаген1.
Финляндия (Суоми) расположена на Севере Европы. Ее территория составляет 338,1 тыс. кв. км. Население страны достигает 5,3 млн. человек, из них примерно 5% - шведы, а основная часть населения - финны. На Крайнем Севере - в Лапландии проживает коренное население страны - саами (лапландцы). Русские, цыгане, евреи и представители других национальностей составляют лишь небольшую часть населения. Столица - г. Хельсинки.
Швеция расположена на Скандинавском полуострове Европы. Ее территория, включая острова Готланд и Эланд, составляет 450 тыс. кв. км. Население - 9,1 млн. человек. Основная часть - шведы. На Севере страны проживают лапландцы, сохранившие свой язык, образ жизни и род занятий.
Норвегия расположена на западе и севере Скандинавского полуострова Европы. Ее территория вместе с архипелагом Шпицберген и островом Ян-Майен равна 386,3 тыс. кв.км. Население составляет 4,3 млн. человек. Из них норвежцы - примерно 96%, а на севере страны в основном проживают саами (лапландцы).
Дания, Норвегия и Швеция признают друг друга частями Скандинавии. Кроме того, в Скандинавию часто включают Исландию и Финляндию, а также Фарерские острова, сближая этот термин с понятием Северная Европа.
В немецкой и в российской географической традиции Дания обычно не включается в состав Скандинавии.
Актуальность современных политических преобразований заставляет учитывать и то, что скандинавские страны и Россия в силу сложившихся исторических условий всегда были связаны друг с другом, их объединяет много общего. Кроме того, граница между Финляндией и Россией долгое время являлась единственной линией соприкосновения Европейского Союза и России. Уникальное положение Скандинавии предоставляет возможность развивать новые формы сотрудничества. Все это говорит о необходимости изучать политическую жизнь, чтобы лучше понимать процессы, происходящие в наших странах, что, в свою очередь определяет особую актуальность темы работы.
Процессы европейской интеграции, в том числе и в странах Скандинавии, с точки зрения течения политических процессов рассматривались в трудах И.М. Бусыгиной, О.В. Буториной, С.В. Быховского, М.А. Исаева, М.В. Каргаловой, Н.М. Кузнецова, Б.В. Кузнецова, Л.А. Карабешкина, О.Ю. Потёмкиной, А.И. Тэвдой-Бурмули, М.В. Стрежневой, В.П. Любина, М.Ю. Медведкова, Н.Ю. Кавешникова, Г.В. Каменской, А.Г. Браницкого, Т.В. Беляковой, Р.В. Бугрова, Р.В. Кабешева.
Цель курсовой работы - изучение маханизма государственной власти в странах Скандинавии.
В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Изучить общие теоретические основы построения государственного механизма.
* Изучить общие подходы к построению государственного механизма в странах Скандинавии.
* Исследовать особенности построения механизма государственной власти в отдельных скандинавских странах.
Эмпирическую базу курсовой работы составили:
а. нормативно-правовые акты органов государственной власти стран Скандинавии;
б. аналитические доклады и разработки исследовательских институтов;
в. открытые аналитические материалы Министерства иностранных дел Российской Федерации;
г. дополнительная справочная и популярная литература, фактические материалы СМИ, ресурсы электронных компьютерных сетей (официальные и неофициальные информационные порталы, веб-сайты научно-исследовательских центров и др.).
Объектом курсовой работы служат актуальные проблемы построения механизма государственной власти в скандинавских странах.
Предметом курсовой работы служат процессы построения механизма государственной власти в скандинавских странах.