Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты формирования механизма исполнительной власти в правовых государствах 4
1.1 Значение принципа разделения властей 4
1.2 Общая характеристика стран Скандинавии 8
Глава 2 Механизм исполнительной власти в странах Скандинавии: сходство и различия 12
2.1 Механизм исполнительной власти стран Скандинавии 12
2.2 Общие черты и особенности механизма исполнительной власти в странах Скандинавии 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
В настоящее время в Конституции большинства развитых стран закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Разделение властей - явление многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Основная направленность этого принципа против сосредоточения всей власти государства "в одном и том же лице или учреждении". В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти в странах Европы.
Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.
Таким образом, без реализации принципа разделения властей нет правового государства. Реализация принципа разделения властей позволяет гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество под углом зрения самоценности личности. В России принцип разделения властей реализован только формально. Вся власть в стране принадлежит исполнительной власти, что порождает произвол, коррупцию и т.д. Кроме того это свидетельствует об отсутствии в России правового общества. Для того чтобы изменить эту ситуацию необходимо обратится к опыту формирования механизма исполнительной власти на примере развитых европейских стран, к которым в том числе относятся страны Скандинавии.
Исполнительная власть - это административная власть, преобразованная в условиях правового государства.
Главные цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;
3) создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.
Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов.
Для России с ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию. Исполнительная власть при этом является ключевым звеном государственного управления. Таким образом, тема работы является актуальной.
Объект исследования - исполнительная власть стран Скандинавии.
Предмет исследования - выявление общих и особенных черт механизма формирования исполнительной власти в странах Скандинавии.
Цель работы - изучение механизмов формирования исполнительной власти в странах Скандинавии.