Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теоретико-методологические основы развития молодежного предпринимательства 5
1.1 Предпринимательство как общественный феномен и роль в нем молодежного предпринимательства 5
1.2 Молодежное предпринимательство в России и Москве: состояние и перспективы 10
Глава 2 Проблемы молодежного предпринимательства и пути их решения 25
2.1 Проблемы молодежного предпринимательства 25
2.2 Направления развития молодежного предпринимательства 30
Заключение 39
Список литературы 41
Введение
Мировой и отечественный опыт развития экономики постоянно подтверждает все возрастающее значение человеческого фактора, кадрового потенциала, качественное состояние которого является определяющим показателем развитости экономики страны, ее места и роли в мировом сообществе.
Финансово-экономический кризис, затронувший Россию, показал, обострил весь спектр проблем российской экономики, в том числе недостаточный уровень профессионализма, компетентности кадров, необходимый для деятельности в условиях инновационной экономики. В частности, это относится к кадрам предпринимателей, так как в их составе мало молодежи, обладающей большим инновационным потенциалом.
Молодежь - будущее России, особенно если она является частью бизнес-среды. От того, какой сегодня будет молодежная политика столицы, во многом зависит, какой будет бизнес-молодежь, следовательно, как будут развиваться и социальная сфера и экономика России.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизнеобеспечения народонаселения в условиях рыночной экономики является интенсивное развитие молодежного предпринимательства. Молодежный бизнес играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Расширение возможностей и усиление влияния молодежного предпринимательства обуславливает необходимость использования его потенциала.
Несмотря на то, что проблемы становления молодежного предпринимательства уже длительное время являются предметом пристального внимания научных кругов и общественности, приходится констатировать, что целостная социально-ориентированная модель поддержки молодежного бизнеса пока еще находится в стадии формирования. В этой связи необходимо отметить такую критически важную черту молодежного предпринимательства, как крайне высокую восприимчивость к институциональному влиянию, - будь то стимулирующее или угнетающее воздействие. У молодых предпринимателей нет той защитной финансово-бюрократической оболочки, характерной для крупных компаний-конкурентов. Поэтому от своевременности формирования целостной, социально-ориентированной модели поддержки молодежного бизнеса зависит его будущее и будущее российских молодых граждан, занятых в данной сфере.
Актуальность, недостаточная изученность указанной проблемы, теоретическое и методологическое обоснование факторов способствующих росту малого предпринимательства ставят ее в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.
Основы теории молодежного предпринимательства были исследованы в работах Л.Абалкина, Аристера Н.И.,Половинкина П.Д., Зайцева А.А., Лобанова С.Н., Говорина А.А., Никитиной С.К., Шапкина И.Н., Радаева В.В..
Целью курсовой работы является исследование молодежного предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
* изучить предпринимательство как общественный феномен и исследовать роль в нем молодежного предпринимательства;
* провести анализ молодежного предпринимательства в России и Москве;
* выявить проблемы молодежного предпринимательства;
* изучить направления развития молодежного предпринимательства.
Объектом исследования выступает молодежное предпринимательство.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений в сфере молодежного предпринимательства.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные работы и современные научные труды, представленные классическими и современными, зарубежными и российскими экономистами, посвященные теоретическим и практическим проблемам молодежного предпринимательства.
Информационную базу работы составили: научная монографическая литература, статистические материалы Госкомстата Российской Федерации, а также законодательные и нормативно-правовые акты.
Глава 1 Теоретико-методологические основы развития молодежного предпринимательства
1.1 Предпринимательство как общественный феномен и роль в нем молодежного предпринимательства
В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.
Предпринимательство как процесс включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат. Первый этап эволюции теории предпринимательства, связан со становлением экономической теории равновесия и её линейной познавательной парадигмы, охватывает большую часть работ первой, второй, третьей и частично четвёртой "волн".
Его особенности - рассмотрение предпринимательского процесса в качестве замкнутой системы "предприниматель - предприятие - среда его развития" и разделение предметно-материального и идеально-творческого начал в предпринимательской деятельности человека и организаций. Они обусловлены, во-первых, влиянием экономической теории равновесия в разнообразных её вариантах и, во-вторых, идеологией экономического детерминизма, равно проявляющейся в общественно-политических формациях, как с частной, так и с общественной собственностью на средства производства.
Что касается понимания самого понятия "предпринимательство", то здесьможно выделить два подхода1: