Содержание



Введение        3

Глава 1        Недобросовестная конкуренция - сущность и правовое регулирование        7

1.1        Развитие законодательства о недобросовестной конкуренции        7

1.2        Правовое регулирование недобросовестной конкуренции        13

Глава 2        Формы недобросовестной конкуренции        16

2.1        Дискредитация конкурента        16

2.2        Введение потребителей в заблуждение        23

2.3        Некорректное сравнение товаров        26

2.4        Продажа товара с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности        29

2.5        Несанкционированное использование коммерческой тайны (ноу-хау)        30

Заключение        39

Список литературы        41


Введение

     Необходимость правового регулирования конкурентных отношений как следствие становления новой экономической системы сомнению не подвергалась, что привело к принятию в 1991 г. Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"1.

     За годы действия Закона "О конкуренции..." антимонопольными органами пресечено большое количество разнообразных нарушений антимонопольного законодательства, постоянно ведется работа по совершенствованию правового регулирования конкурентных отношений. В последние годы вопросы, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, все чаще освещаются на страницах специализированных изданий. Однако, несмотря на это, защита от недобросовестной конкуренции является одним из наименее теоретически разработанных институтов конкурентного права. До сих пор в правовой литературе отсутствует четкое представление о том, к какому разряду правовых явлений принадлежит недобросовестная конкуренция, что часто приводит к ее неадекватному пониманию, приданию чуждых ей признаков либо весьма широкому применению термина "недобросовестная конкуренция".

     Помимо общей нормы, запрещающей недобросовестную конкуренцию, которая носит название генерального деликта, ст. 10 Закона также содержала перечень конкретных противоправных действий - так называемых сингулярных деликтов2. Сейчас эти нормы перекочевали в новый антимонопольный закон "О защите конкуренции". Легальное определение недобросовестной конкуренции нашло свое правовое закрепление в редакции Закона от 25 мая 1995 г. "О конкуренции". В нем законодатель определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

     Помимо основных нормативно-правовых актов антимонопольного характера нормы о недобросовестной конкуренции имеются в ряде специальных законов и иных нормативных актов, посвященных различным аспектам борьбы с данным правонарушением. Прежде всего, к ним следует отнести часть первую ГК РФ3, которая содержит нормы, как косвенным образом (например, установление соотношения норм законодательства и обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ) или установление пределов осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК РФ)), так и напрямую регулирующих определенные аспекты отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, например вопросы интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ) и коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ). На пресечение отдельных видов недобросовестной конкуренции направлены Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе", Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", Патентный закон Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и др.

     Конкуренция - важнейший атрибут обеспечения предпринимательской деятельности в государствах с рыночной экономикой. Ей подчинены внутренние и мировые рынки. Однако конкурентная борьба за рынки сбыта ведется зачастую недозволенными, незаконными методами.

     Не исключена вероятность столкновения российского предпринимателя с контрагентом, использующим какую-либо форму недобросовестной конкуренции. В свою очередь, использование им самим, сознательно или несознательно, методов, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренции, может иметь самые негативные последствия и повлечь за собой применение к нему суровых санкций со стороны государства.

     Чтобы избежать этого, российским предпринимателям следует учитывать основные принципы ответственности и защиты от недобросовестной конкуренции, которые предусмотрены как в международных договорах, так и в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств. Общим правилом защиты от недобросовестной конкуренции является ответственность лиц, использующих какие-либо ее формы.

     Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

     Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся  в связи с проявлениями недобросовестной конкуренции и судебная  практика применения правовых норм в данной сфере.

     Предмет исследования составляют нормы гражданского и административного права, относящиеся к правовому регулированию противодействия недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также научные теории по проблеме недобросовестной конкуренции.

     Целью курсовой работы является комплексное изучение административной и гражданско-правовой ответственности за недобросовестную конкуренцию, выявление  проблемных вопросов применения действующего законодательства, направленного на противодействие исследуемым правонарушениям.

     Задачи исследования вытекают из поставленных целей: