Содержание



Введение        2

1        Теоретические основы изучения и развития рыночных связей        5

1.1        Понятие рыночных связей и их место в новой структуре рынка России        5

1.2        Формы и типы рыночных связей        12

1.3        Особенности рыночных связей с учетом феномена глобализации        16

2        Динамика, проблемы и перспективы развития рыночных связей        22

2.1        Проблемы развития конкурентной среды        22

2.2        Проблемы развития рыночных связей в России        35

2.3        Развитие форм интеграции в предпринимательской среде        43

2.4        Интернационализация рыночных связей предприятий в России        45

2.5        Проблема администативных барьеров как серьезный дефект рыночного механизма в России        50

Заключение        57

Список литературы        58


Введение

     Особенности современного развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления анализа рыночной среды. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, обострил факторы, влияющие на состав и структуру рыночных связей. Основные проявления кризиса выражены в нарушении межхозяйственных связей, усиления в 90-е годы бартера в торговле, уменьшении совокупного производственного потенциала, негативных сдвигах в отраслевой, региональной и функциональной структурах торгового обмена, спекулятивном характере формирующихся финансовых рынков.

     Основными причинами кризиса в России явились: длительный экономический спад; уменьшение валовых национальных сбережений; инфляционные процессы и снижение устойчивости национальной валюты; структурные деформации денежной массы; сокращение бюджетных инвестиционных расходов при некомпенсированном росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств корпорации; рост неплатежей; неустойчивое финансовое положение предприятий; нарушение процессов формирования общественного капитала, соотношения между системой процентных ставок и уровнем рентабельности реального сектора экономики; во многомошибочность экономической политики государства, опирающейся на либерально-монетаристскую модель рыночных преобразований, отсутствие государственной инвестиционной стратегии; несовершенство законодательства.

     За период рыночного реформирования российской экономики ресурсы валовых национальных сбережений уменьшились в 2,9 раза, валовое накопление основного капитала - в 2,7 раза. При общем сокращении валовых сбережений снизилась их доля, используемая для валового накопления реального сектора экономики. Уменьшение финансовых накоплений усугубляется неразвитостью механизмов капитализации сбережений. Экономическое и инвестиционное оживление последних лет пока не привело к коренному перелому ситуации в развитии рыночных связей, хотя тенденции роста бартера в основном преодолены.

     К началу XXI столетия рыночные связи существенно усложнились. Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь на их пути - большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса как продажного, так и послепродажного обслуживания. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.

     Степень разработанности проблемы. Весомый вклад в исследование проблем экономической теории внесли С.Б Авдашева, Н.Г. Александров, Д.И. Баркан, Е.Ф Борисов, А.СБулатов, В.И.Видяпина, В.П. Грибанов, Коуз Р., Найт Ф. Самуэльсон П. Уильямсон О. Шумпетер И.

     В настоящее время достаточно полно разработаны общие подходы к таким вопросам как методологические основы формирования рыночных связей в конкурентной среде. Тем не менее, практически отсутствуют работы по комплексномуподходу к изучению проблем нового этапа в развитии рыночных связей. Поэтому тема исследования обуславливает большой научный и практический интерес к данной проблеме.

     Целью курсовой работы является изучение нового этапа в развитии рыночных связей в Россиской Федерации. В соответствии с намеченной целью в работе поставлены и решались следующие задачи:

* Исследовать экономическую сущность рынка и роль в нем рыночных связей;

* Провести анализ нового этапа в развитии рыночных связей в Россиской Федерации;

* Определить основные факторы развития рыночных связей в Россиской Федерации.

     Объектом курсовой работы является процесс формированиярыночных связей в конкурентной среде.

     Предметом курсовой работы является теория и методология формированиярыночных связей в конкурентной среде.

     Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют фундаментальные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, определяющие особенности формированиярыночных связей в конкурентной среде.. Сравнивался и учитывался отечественный и мировой опыт формирования рыночных связей.

     В курсовой работе использованы законодательные акты, методические и нормативные материалы теоретического и практического характера.

     Информационную основу курсовой работы составляют материалы Росстата РФ, Минэкономики РФ, научно-исследовательских и финансовых институтов, экспертные оценки и расчеты исследователей и практических работников, исследования аналитического центра "Эксперт", института Экономики РАН, Института экономики переходного периода, Консорциума экономических исследований и образования (EERC).

     В процессе исследования использовались системные, аналитические, статистические, сопоставительные методы, которые во взаимодействии составляют метод целостного системного структурно-функционального анализа.


1 Теоретические основы изучения и развития рыночных связей

1.1 Понятие рыночных связей и их место в новой структуре рынка России

     Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась, в конечном счете, во второй половине ХХ века под воздействием ряда факторов.

     Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство за счет:

* широкого преобразования натурального производства в товарное;

* распространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;

* быстрого развития сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ;

* превращения конечных результатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в товарный продукт.

     Во-вторых, современное производство стало создавать в огромных количествах весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. Реализация таких благ не могла происходить на каком-то одном рынке.

     В-третьих, усилившееся в ХХ веке общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В этой сфере возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей товаров и услуг разного вида.

     В-четвертых, в результате широкого развития акционерных обществ объектом массовой купли-продажи стали ценные бумаги на специализированном рынке ценных бумаг.