Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы организации службы управления персоналом на предприятии        5

1.1        Служба управления персоналом в организационной структуре управления        5

1.2        Цель и задачи службы управления персоналом        12

1.3        Модели организации службы управления персоналом        20

1.4        Зарубежный опыт организации службы управления персоналом        27

Глава 2        Анализ управления персоналом компании "Азбука вкуса"        34

2.1        Анализ организационно-правового положения предприятия        34

2.2        Анализ системы  управления персоналом        40

2.3        Предложения по реорганизации службы управления персоналом        44

Заключение        50

Список использованной литературы        54


Введение

     Актуальность темы курсовой  работы обусловлена необходимостью разрешения сложившегося противоречия между объективным возрастанием роли управления человеческими ресурсами в обеспечении эффективной работы предприятий и отсутствием на практике адекватных изменений в данной сфере управления.

     В современных условиях хозяйствования открываются новые возможности в области управления кадрами. Например, более гибкими и разнообразными становятся формы занятости работников, расширяется сфера предоставления образовательных услуг, в том числе на коммерческой основе, развивается инфраструктура рынка труда, появляются новые виды услуг в области подбора и оценки персонала. В связи с этим принятие кадровых решений становится процессом существенно более сложным и ответственным. Необходимо проанализировать большое число факторов: экономических, социальных, правовых, национальных. Возрастает значимость стратегических аспектов принятия кадровых решений, обоснования экономической целесообразности капиталовложений, связанных с развитием человеческих ресурсов. В этих условиях принятие кадровых решений предполагает выполнение многовариантных расчетов, обоснование критериев оценки различных альтернатив, их приоритетов, определение действий в условиях риска и неопределенности.

     Без выделения в системе управления предприятия кадровой службы принятие адекватных кадровых решений уже не представляется возможным. Сохраняет свое важное значение принятие оперативных решений, вопросы подбора персонала, его оценки, стимулирования. Однако они наполняются новым содержанием и осуществляются в тесной увязке с общей стратегией развития фирмы.

     Таким образом, тема работы является в настоящее время актуальной.

     Общетеоретические, методологические и ряд практические проблемы организации службы управления персоналом на предприятии получили отражение в трудах Грачева М.В., Дураковой И.Б., Дырина С.П., Дятлова В.А., Журавлева П.В., Кибанова А.Я., Маусова Н.К., Одегова Ю.Г., Половинко В.С., Пугачева В.П., Пушкарева Н.Ф., Травина В.В., Шекшни С.В., Шинкаренко О.Н. и ряда других специалистов.

     Среди иностранных авторов можно выделить работы: Армстронга М., Беккера Б.И., Беннетта Р., Грэхема Х.Т., Друкера П.Ф., Друмма Х.Дж., Прудома П., Спенсера-мл. Л.М., Спенсера С.М., Торрингтона Д., Уиддета С., Ульриха Д., Холлифорда С., Хьюзлида М.А.

     Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и практического опыта организации служб управления персоналом, разработка методических подходов к ее оптимизации на предприятиях с разной численностью персонала. Для достижения этой цели в рамках диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

* изучить теоретические основы организации службы управления персоналом;

* проанализировать практику организации службы управления персоналом отечественных и зарубежных компаний;

* проанализировать и оптимизировать организационную структуру и численность сотрудников службы управления персоналом на примере отечественной компании.

     Объектом курсовой работы являются службы управления персоналом отечественных и зарубежных. 

     Предметом курсовой работы являются социально-трудовые отношения, складывающиеся в процессе работы служб управления персоналом компаний.

     Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили работы отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам теории менеджмента, управления персоналом, экономики труда, организационного поведения и развития. В качестве основных методов исследования использовались исторический метод и системный подход к процессу организации и деятельности служб управления персоналом, логический и сравнительный анализ, экспертные и статистические оценки, факторный и корреляционно-регрессионный анализ.

     Информационную базу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам труда и занятости; данные по кадровой политике, численности и структуре служб персонала; открытая информация на Интернет-сайтах компаний и кадровых агентств; данные исследований НСК  "Портрет российского кадровика" и "Основные направления, задачи и функции деятельности специалистов в области кадрового менеджмента на российских предприятиях" за 2003-2007 гг., материалы периодических научных изданий и средств массовой информации.

     Практическая значимость работы состоит в том, что основные результаты исследования, предложения и выводы могут быть использованы для облегчения процесса организации и создания эффективной службы управления персоналом на предприятии.