Содержание


Введение        2

1        Теоретические концепции о роли фирмы в рыночной экономике        4

1.1        Неоклассическая теория фирмы        4

1.2        Контрактная теория фирмы: новый институциональный подход        6

1.3        Неоинституциональный подход к типологии фирм        10

2        Проблемы эффектичного функционирования фирмы в рыночной экономике        16

2.1        Цели и функции фирмы фирмы в рыночной экономике        16

2.2        Показатели эффективности деятельности фирмы        20

2.3        Характерные черты предпринимательского потенциала России        24

Заключение        29

Библиография        31

Приложение        33


Введение

    Системная перестройка основ экономической деятельности, происходящая в России на протяжении вот более десяти лет, обусловила весьма специфическую трансформацию основных институтов российского общества. Эта трансформация оказалась достаточно далекой от той, которая виделась перед началом известных социально-экономических преобразований первой половины 90-х гг. Её внешнее несовпадение с "теоретически ожидаемой", уже представляет немалый научный интерес. Значение же анализа несоответствия внутреннего содержания российских экономических институтов изначально ожидавшимся изменениям определяет актуальность темы курсовой работы.

    Изучение закономерностей трансформации такого экономического института как фирма дает возможность ответить на ряд вопросов, значимых с точки зрения понимания существа происходящих в экономике России процессов и определения границ "коридора", внутри которого лежит область принятия реальных экономических решений. Систематическое недостижение средне- и даже краткосрочных целей, формулируемых в рамках каждой из очередной версий промышленной политики России в течение последнего пятнадцатилетия, свидетельствует о слабой теоретической проработке проблем, связанных с фундаментальными институциональными свойствами российской экономики. Невнятная социально-экономическая политика хорошо демонстрирует тот факт, что внутренняя логика, определяющая направление, формы и скорость трансформаций российского общества, до сих пор в лучшем случае до конца не осознана, а в худшем - осознана, но используется для обслуживания интересов далеко не самых перспективных социальных групп.

    Системное представление трансформаций экономических институтов позволяет выявить обычно остающийся в тени факт: отдельные поведенческие реакции предприятия, каждая из которых, возможно, адаптивна по отношению к конкретным "раздражителям" экономической среды, в своей совокупности ведут предприятие не к адаптации к "окружающей экономической среде", а, напротив, к "выпадению" из нее. Таким образом, теоретическое обоснование роли фирмы в свете современных экономических воззрений является актуальной темой.

    Тема курсовой работы является достаточно разработанной. Можно отметить в этой связи работы отечественных экономистов P.M. Нуреева, Е.С. Балабанова, А.В. Ермишина, и многих других.

    Цель курсовой работы - исследование деятельности фирмы как основного субъекта рыночной экономики.

    Задачи курсовой работы:

1. Исследование специфики организации фирмы как субъекта экономики.

2. Анализ целей, задач и показателей деятельности фирмы.

3. Характеристика предпринимательского потенциала России

1

Теоретические концепции о роли фирмы в рыночной экономике

1.1 Неоклассическая теория фирмы

    Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой в неоклассической теории понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

    Однако такое определение неоднократно подвергалось критике в экономической литературе.

    С целью уточнения этого абстрактного определения стали выделять две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором - путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

    В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма - их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме - прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом, - писал Р. Коуз, - есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя".[8 ,с. 29]

Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом