Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы отбора целевых рынков компании        4

1.1        Понятие и этапы отбора целевых рынков компании        4

1.2        Прогнозирование спроса на целевых рынках        8

1.3        Сегментирование рынка: проблемы и методы        19

1.4        Отбор целевых сегментов        22

1.5        Позиционирование на рынке        24

Глава 2        Отбор целевых рынков на примере ООО "Технониколь-Омск-Сервис"        26

2.1        Краткая организационно-экономическая характеристика компании        26

2.2        Отбор целевых рынков при продвижении продукции компании        31

Заключение        42

Список литературы        44



Введение

     Процессы развития российского рынка, его растущая интеграция в мировую экономику требуют дальнейшего совершенствования маркетинговой деятельности компаний. Отбор целевых рынков при этом является необходимым условием расширения фундамента маркетинга для его эффективного развития и применения на рынке.

     Во многом именно недостаток знаний и реального опыта применения процедуры отбора целевых рынков объясняет многочисленные ошибки отечественных компаний, особенно в условиях глобального экономического кризиса 2008-2009 гг.. Всё это определяет актуальность исследования практики и теории отбора целевых рынков в условиях современного этапа развития российской экономики.

     Исследования, проводимые по такой проблематике, также актуальны для расширения и обогащения практической деятельности исследуемых предприятий.

     Исследованиями отбора целевых рынков главным образом занимались американские исследователи Т.Амблер, Н.Борден, Б.Джексон, Дж.Дин, П.Друкер, Г.Зальтман, Ф.Китчен, Ф.Котлер, У.Лазер, С.Леви, Т.Левитт, Дж.МакКиттерик, Дж.Маккарти, Э.Райс, У.Смит, К.Стайлс, Дж.Траут, Р.Хейвуд, Дж.Ховард, Дж.Шет, А.Шукман, Д.Шульц и др. В их работах теоретической основой исследований стала основная парадигма неоклассической экономической теории.

     В России по проблемам отбора целевых рынков в числе общих проблем маркетинга необходимо выделить труды таких авторов, как: Х.Анн, Г.Л.Багиева, Е.П.Голубков, Т.Д.Маслова, Т.В.Нечаева, С.Н.Перекалина, Б.А.Соловьёв, В.М.Тарасевич, Т.В.Тарасова, О.А.Третьяк, В.И.Черенков.

     Актуальность и недостаточная для практического использования проработанность проблемы отбора целевых рынков в контексте теории и практики маркетинга требуют дальнейших исследований, что и определило тему курсовой работы.

     Цель курсовой работы: изучение методов теории и практики маркетинга, обеспечивающих эффективный  отбор целевых рынков в условиях рыночной экономики.

     Достижение целей исследования потребовало постановки и решения следующих задач:

* провести анализ существующих систем, концепций, подходов к отбору целевых рынков;

* показать сущность и критерии отбора целевых рынков;

* исследовать этапы отбора целевых рынков;

* провести основные исследования по отбору целевых рынков на примере ООО "Технониколь-Омск-Сервис".

     Объект курсовой работы- теория и практика отбора целевых рынков.

     Предмет курсовой работы -практическое применение методов отбора целевых рынков.

     Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам отбора целевых рынков.

     Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе системного подхода и методов экономического анализа.

     Информационная база исследования - научные труды, статьи и публикации отечественных и зарубежных авторов по теории и практике маркетинга; экономическая и специальная литература по теме исследования; отчётные и статистические данные, экономические расчёты и служебные документы, относящиеся к производственной деятельности и маркетинговой стратегии ООО "Технониколь-Омск-Сервис".

     Эмпирическая база исследования - статистические и различные фактографические материалы, полученные автором в ходе.


Глава 1 Теоретические основы отбора целевых рынков компании

1.1 Понятие и этапы отбора целевых рынков компании

     Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. На поверхности явления эти связи принимают форму актов купли-продажи, но по существу являются более глубокими. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребления (РТНП) представлена на рис. 11.


     Рис. 1. Взаимосвязь элементов РТНП

     Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:

* региональному признаку;

* назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

* каналам реализации товара.

     Такая классификация позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

     Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и т.д. Детальная структура каждой группы представляет собой ассортимент товаров (например, хлеб украинский, хлеб минский и т.д.

     Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:

* широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обусловливает отсутствие отложенного спроса;

* сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные сезонные колебания реализованного спроса;

* широкие связи между торговлей и производством;

* совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;