Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы оценки бизнеса        5

1.1        Основные методы оценки бизнеса в условиях России        5

1.2        Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)        7

1.3        Учет инфляции при оценке активов и пассивов        10

Глава 2        Оценка стоимости бизнеса ООО "Торнадо"        15

2.1        Динамика финансового состояния предприятия ООО "Торнадо"        15

2.2        Расчет инфляционного обесценивания активов и пассивов        21

Заключение        23

Список литературы        24

Приложение        25



Введение

     Актуальность темы работы. Концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь1, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость. Каждое управленческое решение взаимосвязано с множеством других, например, решения по финансированию взаимосвязаны с дивидендной политикой компании, решения по заемному финансированию с взаимоотношениями предприятия с поставщиками и клиентами, и т.д. При переходе России к рыночной экономике возникает проблема справедливого распределения благ между субъектами рынка. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является адекватная оценка стоимости имущества предприятий и выявления факторов, воздействующих на их стоимость с тем, чтобы принятие новых управленческих решений вело к достижению поставленной цели - максимизации стоимости отдельных предприятий и, через это, к повышению благосостояния всего общества.

     В системе мирового хозяйства, основанной на частной коммерческой инициативе, значение стоимости непрерывно возрастает по мере глобализации и информатизации экономики, роста взаимозависимости и взаимообусловленности хозяйственных решений, усложнения процессов производства. В рыночном хозяйстве стоимость регулирует процессы общественного производства на глобальном, национальном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующего субъекта. Осознание законов, направленности развития экономической системы и путей совершенствования системы хозяйствования становится необходимым для принятия управленческих решений на каждом уровне. Это предполагает глубокое понимание сущности стоимости, её функций в экономических системах, взаимосвязанных изменений, происходящих в материальной и стоимостной сферах экономики.

     Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций. В связи с этим перед руководством многих организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

     Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер управления стоимостью компании. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

     Среди классических работ теории финансов следует выделить труды Ф. Модильяни, М. Миллера, Э. Фама и У. Шарпа, С. Росса, Ш. Пратта. В настоящее время существует отдельная проблема определения доходности собственного капитала для развивающихся рынков. Среди работ на эту тему можно выделить труды Д. Лессарда, С. Годфри, Р. Эспиноза, Х. Эстрада. Основные аспекты применения теории агентских отношений к финансовому управлению отражены в работах М. Дженсена, В. Меклинга. Основополагающие принципы концепции "Управление стоимостью фирмы" изложены в работах А. Раппапорта, Ж. Петти, а также Т. Коуплэнда, Т. Коллера и Д. Муррина.

     Цель работы - исследование подходов к оценке и управлению стоимостью имущества предприятия и определение критериев принятия управленческих решений на основе применения концепции стоимости.

     Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:

* Изучить существующие подходы к оценке стоимости предприятия;

* определить особенности использования концепции добавленной стоимости в российской компании ООО "Торнадо".

     Объект исследования - процесс финансового управления компанией.

     Предмет исследования - методы оценки стоимости имущества предприятия и их применение в управлении кризисным предприятием.

     Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам стоимостной оценки компаний, данные Госкомстата, финансовая отчетность и данные бухгалтерского учета ООО "Торнадо".



Глава 1 Теоретические основы оценки бизнеса

1.1 Основные методы оценки бизнеса в условиях России

     Для определения рыночной или другого вида стоимости применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую "реакцию" рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

     В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый под ход позволяет "уловить" определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше вели чина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания2.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также