СОДЕРЖАНИЕ

Введение        2

1        Понятие и виды планирования в управлении        5

     1.1        Сущность и функции планирования        5

     1.2        Предмет и метод планирования        13

2        Сущность и  значение бизнес-планирования и бюджетированияв деятельности организации        22

     2.1        Бизнес-план: цель, функции и принципы составления        22

     2.2        Сущность и функции бюджетирования        30

Заключение        40

Список литературы        43


Введение

     Демократизация управления на основе свободы выбора обусловливает изменение соотношения  функций  и  методов  управления.  Среди  функций  управления  особое значение в современном динамичном мире придается предвидению - прогнозированию и  планированию.  Все  более  актуальным  становится  необходимость  дополнять поисковое  прогнозирование  нормативным.  Это  требует,  в  свою  очередь,  обогащения социального  содержания  процесса  программирования. 

     Планирование  как  функция  и метод  управления  из  жестко  регламентирующего  организационно - экономического процесса, существенно ограничивающего свободу индивидов, социальных общностей превращается  в  гибкий  инструмент  управления,  в  социальный  процесс  познания  и достижения  компромиссов,  ориентированный  на  согласование  разнообразных потребностей  и  противоречивых  интересов  различных  субъектов  хозяйственной, политической и общественной жизни.

     Важнейшей функцией становится координация взаимодействий  в  системе  общественного  производства  и  жизнедеятельности общества.  При  этом  ведущим   элементом  координационного  механизма  выступает целевой  блок,  задающий  направление  взаимодействий,  подкрепляемый мотивационными  инструментами  и  стимуляторами.

     В последнее время планирование занимает все более важное место, являясь одной из немногих, но чрезвычайно действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа. Сегодня нет ни одной составляющей хозяйственной жизни, которая бы остро не нуждалась в глубоких многовариантных планах своего развития.

     К сожалению, в российских компаниях несерьезно подходят к планированию своей деятельности. С одной стороны, это связано с отсутствием соответствующей квалификации у менеджеров, с другой - с нашим "авось", т.е. начнем с того, что имеем, а дальше время покажет. Если даже бизнес-план готовится, то в нем практически отсутствует аргументация получения тех или иных исходных экономических показателей, финансовых расчетов и результатов.

     Эти положения определяют актуальность выбранной темы исследования, его цель и задачи.

     Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение  планирования как функции управления.

     Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

* Изучить содержание и значение планирования как функции управления;

* Изучить виды планирования.

* Изучить перспективный   финансовый   план,   среднесрочное   финансовое планирование;

* Изучить сущность и функции  бюджетирования.

     Объектом исследования является система планирования на разных уровнях организации.

     Предметом исследования является механизм  планирования.

     Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, регионалистики и налогового администрирования.

     Из числа работ, посвященных вопросам теории и практики управления экономикой следует выделить труды О.В. Богачевой, А.Г. Гранберга, А.Г. Игудина, А.М. Лаврова, В.Н. Лексина, Г.Б. Поляка, Р.Г. Сомоева, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова и других специалистов.

     Среди авторов научных работ по теории и методологии стратегического и программно-целевого планирования и управления,  следует назвать Ансоффа И., Баринова В. А, Виханского О. С., Градова А.П., Дюхейм И., Ефремова В. С.,  Ивченко В. В., Миллера Р. В., Минцберга Г., Портера М., Праалада С, Райзберга Б. А.,  Стрикленда А., Томпсона А., Фатхутдинова Р. А.,  Хасси Д.,  Хемела Г.

     Проблемы формирования и функционирования бюджетной системы РФ рассматривались в трудах А.В. Брызгалин, Е.В. Бушмина, В.И. Волковского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, М.В. Мишустина, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, А. Б. Паскачева, И.А. Перонко, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной и др.

     Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства РФ, официальные статистические данные и отчёты Министерства финансов РФ, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.



зных уровнях организации.

     Предметом исследования является механизм  планирования.

     Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, регионалистики и налогового администрирования.

     Из числа работ, посвященных вопросам теории и практики управления экономикой следует выделить труды О.В. Богачевой, А.Г. Гранберга, А.Г. Игудина, А.М. Лаврова, В.Н. Лексина, Г.Б. Поляка, Р.Г. Сомоева, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова и других специалистов.

     Среди авторов научных работ по теории и методологии стратегического и программно-целевого планирования и управления,  следует назвать Ансоффа И., Баринова В. А, Виханского О. С., Градова А.П., Дюхейм И., Ефремова В. С.,  Ивченко В. В., Миллера Р. В., Минцберга Г., Портера М., Праалада С, Райзберга Б. А.,  Стрикленда А., Томпсона А., Фатхутдинова Р. А.,  Хасси Д.,  Хемела Г.

     Проблемы формирования и функционирования бюджетной системы РФ рассматривались в трудах А.В. Брызгалин, Е.В. Бушмина, В.И. Волковского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, М.В. Мишустина, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, А. Б. Паскачева, И.А. Перонко, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной и др.

     Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства РФ, официальные статистические данные и отчёты Министерства финансов РФ, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.