Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теория и методология прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджет 5
1.1 Понятие, значение цели и задачи прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему 5
1.2 Методы планирования налоговых поступлений 10
Глава 2 Методы и практика планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет на примере Пермского края 16
2.1 Основные подходы к прогнозированию доходной части бюджета Пермского края 16
2.2 Основные параметры доходной части бюджета Пермского края 21
2.3 Проблемы планирования и прогнозирования доходов бюджета в условиях кризиса 26
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 40
Введение
Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов. Вместе с тем существует необходимость дальнейшей разработки данной темы как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Основными из которых, на наш взгляд, являются: применение современных методов оценки налогового потенциала; более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов; улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления осуществлено разграничение расходных полномочий и доходных источников между всеми уровнями власти, законодательно обеспечена самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в планировании доходов и расходов региональных бюджетов. Несмотря на проведенные изменения, функционирование механизма формирования региональных бюджетов не решило в полной мере проблемы эффективности формирования региональных бюджетов. Так, сложившийся подход к разграничению расходных полномочий и доходных источников между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не обеспечил последних достаточными полномочиями и доходными источниками в целях самостоятельного формирования доходов и расходов бюджетов регионов. Вместе с тем, существующие методики планирования доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации не обеспечивают органам государственной власти субъектов Российской Федерации точность прогноза показателей по доходам и расходам в процессе формирования бюджета, что отрицательно сказывается на исполнении территориальных бюджетов.
В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.
При этом актуальным является анализ теоретических основ механизма планирования и прогнозирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вопросы формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в отечественной экономической литературе освещены фрагментарно. Определенным вкладом в создание методологических основ планирования налоговых поступлений в бюджетную систему явились публикации таких авторов, как: Бабич А.М., Вахрин П.И., Емельянов А.М., Игудин А.Г., Лавров А.М., Павлова Л.П., Поляк Г.Б., Родионова В.М., Трунин И.В., Христенко В.Б. и др.
Общеметодологическую ценность при разработке методов планирования и прогнозирования налоговых поступлений представляют также работы зарубежных исследователей данного вопроса, а именно: Масгрейва Р., Оатса В., Танзи В., Тибу С., Токвиля А.
Цель курсовой работы состоит в изучении методологических подходов к изучению механизма планирования и прогнозирования бюджетов.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
* изучить теоретические подходы к планированию и прогнозированию налоговых поступлений, охарактеризовать механизм данного процесса;
* исследовать особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;
* проанализировать механизм планирования и прогнозирования формирования регионального бюджета на примере Пермского края.
Объектом исследования курсовой работы являются бюджеты субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы выступает механизм формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
В процессе исследования для достижения поставленной в курсовой работе цели применялись методы: структурный и сравнительный анализ, финансовый анализ, прогнозирование и моделирование финансовых отношений. Графическое описание материала представлено в виде таблиц и схем.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов в области государственных финансов. В работе использовались законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные и подзаконные нормативные акты Пермского края, регламентирующие организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, материалы научных конференций, симпозиумов и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.
Информационно-статистическую базу исследования составили данные годовой отчетности Министерства финансов Российской Федерации, управления финансов Пермского края.