Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теория и методология прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджет        5

1.1        Понятие, значение цели и задачи прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему        5

1.2        Методы планирования налоговых поступлений        10

Глава 2        Методы и практика планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет на примере Пермского края        16

2.1        Основные подходы к прогнозированию доходной части бюджета Пермского края        16

2.2        Основные параметры доходной части бюджета Пермского края        21

2.3        Проблемы планирования и прогнозирования доходов бюджета в условиях кризиса        26

Заключение        35

Список литературы        37

Приложение        40


Введение

     Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов. Вместе с тем существует необходимость дальнейшей разработки данной темы как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Основными из которых, на наш взгляд, являются: применение современных методов оценки налогового потенциала; более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов; улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.

     В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления осуществлено разграничение расходных полномочий и доходных источников между всеми уровнями власти, законодательно обеспечена самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в планировании доходов и расходов региональных бюджетов. Несмотря на проведенные изменения, функционирование механизма формирования региональных бюджетов не решило в полной мере проблемы эффективности формирования региональных бюджетов. Так, сложившийся подход к разграничению расходных полномочий и доходных источников между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не обеспечил последних достаточными полномочиями и доходными источниками в целях самостоятельного формирования доходов и расходов бюджетов регионов. Вместе с тем, существующие методики планирования доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации не обеспечивают органам государственной власти субъектов Российской Федерации точность прогноза показателей по доходам и расходам в процессе формирования бюджета, что отрицательно сказывается на исполнении территориальных бюджетов.

     В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной  власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

     При этом актуальным является анализ теоретических основ механизма планирования и прогнозирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Вопросы формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в отечественной экономической литературе освещены фрагментарно. Определенным вкладом в создание методологических основ планирования налоговых поступлений в бюджетную систему явились публикации таких авторов, как: Бабич А.М., Вахрин П.И., Емельянов А.М., Игудин А.Г., Лавров А.М., Павлова Л.П., Поляк Г.Б., Родионова В.М., Трунин И.В., Христенко В.Б. и др.

     Общеметодологическую ценность при разработке методов планирования и прогнозирования налоговых поступлений представляют также работы зарубежных исследователей данного вопроса, а именно: Масгрейва Р., Оатса В., Танзи В., Тибу С., Токвиля А. 

     Цель курсовой работы состоит в изучении методологических подходов  к изучению механизма планирования и прогнозирования бюджетов.

     Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:

* изучить теоретические подходы к планированию и прогнозированию налоговых поступлений, охарактеризовать механизм данного процесса;

* исследовать особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

* проанализировать механизм планирования и прогнозирования формирования регионального бюджета на примере Пермского края.

     Объектом исследования курсовой работы являются бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Предметом исследования курсовой работы выступает механизм формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

     В процессе исследования для достижения поставленной в курсовой работе цели применялись методы: структурный и сравнительный анализ, финансовый анализ, прогнозирование и моделирование финансовых отношений. Графическое описание материала представлено в виде  таблиц и схем.

     Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов в области государственных финансов. В работе использовались законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные и подзаконные нормативные акты Пермского края, регламентирующие организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса, материалы научных конференций, симпозиумов и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.

     Информационно-статистическую базу исследования составили данные годовой отчетности Министерства финансов Российской Федерации, управления финансов Пермского края.