Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности российских компаний 4
1.1 Особенности ведения международного бизнеса российскими компаниями 4
1.2 Формы совместного предпринимательства с иностранными партнерами 11
1.3 Сущность и цели сбытовой политики во внешнеторговой деятельности. Привлечение посредников 21
Глава 2 Основные направления поиска и выбора надежного иностранного партнера 26
2.1 Особенности позиционирования компании на внешнем рынке 26
2.2 Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий 33
2.3 Поиск и выбор иностранного партнера 50
Заключение 55
Список литературы 56
Введение
В процессе интеграции России в систему мирохозяйственных связей внешнеторговая деятельность предприятий становится все более важным фактором всей ее экономической жизни. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок и осуществления внешнеэкономических операций, диапазон которых в настоящее время достаточно широк - от разовых сделок купли-продажи до создания совместных предприятий.
Рассматривая внешнеторговую деятельность предприятия, необходимо подчеркнуть, что в ее сущности заложены элементы риска, поэтому уклониться от их проявления для субъекта внешнеторговой деятельности невозможно. В качестве одного из элементов риска выступает риск подбора ненадежного иностранного партнера. Поэтому рассматриваемая проблема является актуальной.
Данная проблема исследовалась в работах К.Эрроу, Г. Марковиц, С. Фишера, Л. Тэпмана, И. Балабанова, М. Лапуста, В.Буянова и др. Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий отражены в работах таких авторов, как А. Булатов, И. Герчикова, В. Денисов, В.Покровская, Л. Стровский, А. Киреев, М. Розенберг, Ю. Порошин, В. Горемыкин и др.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ поиска и выбора партнера по внешнеторговой деятельности.
При достижении поставленной цели курсовой работы решались следующие задачи:
* изучение теоретико-методологических основ поведения российских компаний на внешнем рынке;
* анализ развития внешнеторговой деятельности российских предприятий;
* изучение форм совместного предпринимательства российских компаний с иностранными партнерами;
* обоснование необходимости в иностранных партнерах на примере посредниках в сбыте продукции российских компаний;
* исследование современного информационного обеспечения необходимого для поиска и выбора надежного партнера;
* изучение основных направлений поиска и подбора иностранного партнера.
Предметом курсовой работы являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе поиска и выбора надежного иностранного партнера.
Объектом курсовой работы являются российские компании, осуществляющие внешнеторговую деятельность.
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области международного менеджмента. Для решения поставленных задач в работе применялись системный подход к познанию и моделированию современных экономических процессов, методы экономико-математического анализа и моделирования.
Информационную базу курсовой работы составили данные бухгалтерской и управленческой отчетности предприятий, статистические материалы, периодические и экономические издания, web-страницы информационных агентств, российских предприятий и зарубежных компаний.
Глава 1 Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности российских компаний
Особенности ведения международного бизнеса российскими компаниями
Внешнеэкономическая деятельность - это международные хозяйственные и торгово-политических отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Они являются результатом развития товарного производства, которое давно уже вышло за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран. Но участие в международном обмене товарами должно быть экономически выгодно.
Специфика международного обмена товаров и услуг, значительная степень сложности правового регулирования и технического исполнения внешнеторговых операций обусловливают наличие у предприятия специальных служб, в функциональные обязанности которых входят подготовка, обеспечение и сопровождение каждой хозяйственной операции с участием зарубежных партнеров. В целом внешнеэкономическая деятельность представляет собой обособленный комплекс экономических отношений, характеризующийся самостоятельностью, целостностью, спецификой регулирования, имеющий собственный понятийный аппарат, а также специальный правовой методологический инструментарий, присущий только указанным отношениям.1
Внешнеэкономические операции (сделки) делятся на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся:
* обмен товарами в материально-вещественной форме;
* обмен научно-техническими знаниями:
* обмен различными услугами (техническими, туристическими, консультационными);
* аренда машин и оборудования;
* обмен кинофильмами и телевизионными программами.
К вспомогательным операциям относят:
* посреднические;
* перевозка грузов;
* экспедиторские;
* страхование грузов при перевозке и хранении;
* осуществление международных расчетов и др.
Осуществление сделок оформляется в виде соответствующих договоров и контрактов.
К основным коммерческим сделкам, оформляемым контрактами купли-продажи или контрактами на безвалютной основе (при равноценном, сбалансированном обмене товарами), относятся экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные сделки.
Экспортные сделки представляют собой коммерческую деятельность, связанную с продажей и вывозом за границу товаров национального производства.
Для осуществления такой сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучив таможенный режим страны-импортера, пронести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара (офферты), пронести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта.
Импортные сделки связаны с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке. Для осуществления импортной сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересующие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообразный способ закупки товаров, проводит переговоры, подписывает контракт на импорт товаров и обеспечивает своевременную оплату.