Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности российских компаний        4

1.1        Особенности ведения международного бизнеса российскими компаниями        4

1.2        Формы совместного предпринимательства с иностранными партнерами        11

1.3        Сущность и цели сбытовой политики во внешнеторговой деятельности. Привлечение посредников        21

Глава 2        Основные направления поиска и выбора надежного иностранного партнера        26

2.1        Особенности позиционирования компании на внешнем рынке        26

2.2        Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий        33

2.3        Поиск и выбор  иностранного партнера        50

Заключение        55

Список литературы        56


Введение

     В процессе интеграции России в систему мирохозяйственных связей внешнеторговая деятельность предприятий становится все более важным фактором всей ее экономической жизни. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок и осуществления внешнеэкономических операций, диапазон которых в настоящее время достаточно широк - от разовых сделок купли-продажи до создания совместных предприятий.

     Рассматривая внешнеторговую деятельность предприятия, необходимо подчеркнуть, что в ее сущности заложены элементы риска, поэтому уклониться от их проявления для субъекта внешнеторговой деятельности невозможно. В качестве одного из элементов риска выступает риск подбора ненадежного иностранного  партнера. Поэтому рассматриваемая проблема является актуальной.

     Данная проблема исследовалась в работах К.Эрроу, Г. Марковиц, С. Фишера, Л. Тэпмана, И. Балабанова, М. Лапуста, В.Буянова и др. Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий отражены в работах таких авторов, как А. Булатов, И. Герчикова, В. Денисов, В.Покровская, Л. Стровский, А. Киреев, М. Розенберг, Ю. Порошин, В. Горемыкин и др.

     Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ поиска и выбора партнера по внешнеторговой деятельности.

     При достижении поставленной цели курсовой работы решались следующие задачи:

* изучение теоретико-методологических основ поведения российских компаний на внешнем рынке;

* анализ развития внешнеторговой деятельности российских  предприятий;

* изучение форм совместного предпринимательства российских компаний с иностранными партнерами;

* обоснование  необходимости в иностранных партнерах на примере посредниках в сбыте продукции российских компаний;

* исследование современного информационного обеспечения необходимого для поиска и выбора надежного партнера;

* изучение основных направлений поиска и подбора иностранного партнера.

     Предметом курсовой работы являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе поиска и выбора надежного иностранного партнера.

     Объектом курсовой работы являются российские компании, осуществляющие внешнеторговую деятельность.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области международного менеджмента. Для решения поставленных задач в работе применялись системный подход к познанию и моделированию современных экономических процессов, методы экономико-математического анализа и моделирования.

     Информационную базу курсовой работы составили данные бухгалтерской и управленческой отчетности предприятий, статистические материалы, периодические и экономические издания, web-страницы информационных агентств, российских предприятий и зарубежных компаний.


Глава 1 Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности российских компаний

     Особенности ведения международного бизнеса российскими компаниями

     Внешнеэкономическая деятельность - это международные хозяйственные и торгово-политических отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Они являются результатом развития товарного производства, которое давно уже вышло за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран. Но участие в международном обмене товарами должно быть экономически выгодно.

     Специфика международного обмена товаров и услуг, значительная степень сложности правового регулирования и технического исполнения внешнеторговых операций обусловливают наличие у предприятия специальных служб, в функциональные обязанности которых входят подготовка, обеспечение и сопровождение каждой хозяйственной операции с участием зарубежных партнеров. В целом внешнеэкономическая деятельность представляет собой обособленный комплекс экономических отношений, характеризующийся самостоятельностью, целостностью, спецификой регулирования, имеющий собственный понятийный аппарат, а также специальный правовой методологический инструментарий, присущий только указанным отношениям.1

     Внешнеэкономические операции (сделки) делятся на основные и вспомогательные.

     К основным операциям относятся:

* обмен товарами в материально-вещественной форме;

* обмен научно-техническими знаниями:

* обмен различными услугами (техническими, туристическими, консультационными);

* аренда машин и оборудования;

* обмен кинофильмами и телевизионными программами.

     К вспомогательным операциям относят:

* посреднические;

* перевозка грузов;

* экспедиторские;

* страхование грузов при перевозке и хранении;

* осуществление международных расчетов и др.

     Осуществление сделок оформляется в виде соответствующих договоров и контрактов.

     К основным коммерческим сделкам, оформляемым контрактами купли-продажи или контрактами на безвалютной основе (при равноценном, сбалансированном обмене товарами), относятся экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные сделки.

     Экспортные сделки представляют собой коммерческую деятельность, связанную с продажей и вывозом за границу товаров национального производства.

     Для осуществления такой сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучив таможенный режим страны-импортера, пронести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара (офферты), пронести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта.

     Импортные сделки связаны с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке. Для осуществления импортной сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересующие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообразный способ закупки товаров, проводит переговоры, подписывает контракт на импорт товаров и обеспечивает своевременную оплату.