Оглавление




Введение        2

1        Роль музыки и поэзии в художественном воспитании        4

2        Феномен рыцарства и значение искусства в их развлечениях        10

3        Музыкальное искусство рыцарей        18

4        Поэтическое искусство рыцарей        22

Заключение        35

Список литературы        37


Введение

     Еще в древней Греции знали, что на психику людей (их восприятие стиха) огромное значение оказывает звук. Поэтому они пользовались различными звуковыми метрами для различных жизненных ситуаций. Так, гекзаметр использовался жрецами для оглашения прорицаний, для изложения научных истин, для торжественных эпических произведений, драм. Для хвалебных од в честь бога Диониса писались дифирамбы, и писались они пионом (четырехмерным стихом). Ямб использовался в произведениях легкого типа и служил для разгрузки ума (для отдыха). То есть каждому жанру соответствовал свой стихотворный метр. И поскольку жанров было много, то было много и стихотворных размеров. Не даром в древней Греции только поэзии покровительствовало шесть муз.

     Древнегреческих поэтов слушали на Олимпийских играх. Качество их поэзии и воздействие ее на эллинов могли оценивать жрецы, выступающие в качестве арбитров. Но основным арбитром были народные массы.

     Искусство, в частности поэзия и музыкальное искусство, призвано утверждать высокое предназначение человека, в педагогике приоритет организации эмоциональной деятельности учащихся несомненен. Помочь ученику через собственные переживания раскрыть богатство и многообразие эмоциональной сферы человека - первоочередная задача педагога. Поэтому тема роли поэзии и музыки в художественном воспитании является весьма актуальной.

     В социально-практическом аспекте интересен именно анализ идеалов рыцарской культуры, которые, при некоторой трансформации, представляют ценность и в современных условиях. Так, в период утраты значительной части нравственных ориентиров большое значение в деле воспитания молодежи приобретают многие составляющие рыцарской этики (почтение к старшим, защита слабых, верность долгу, понятия о чести и достоинстве...), базирующихся на христианских ценностях и выраженной в музыкальных и поэтических произведениях.

     По теме работы значительную ценность представляют исследования культуры повседневности средневековой Западной Европы, невозможные вне осмысления роли в ней рыцарства (труды Ж. Брюнель-Лобришона, Э.Э. Виолле-де-Дюка, К. Дюамедь-Амадо, А. Люшера, М. Дефурно, Л. Мулена, М. Пастуро, Э. Поньона, М. Роулинга, А.Л. Ястребицкой).

     Объект курсовой работы: изучить роль поэзии и музыки в художественном воспитании на примере музыкально-поэтического искусства рыцарей.

     Предмет курсовой работы: процесс художественном воспитании на базе  музыкально-поэтического искусства.

     Цель курсовой работы: изучить значение поэзии и музыки в художественном воспитании на примере музыкально-поэтического искусства рыцарей.

     Объект, предмет и цель исследования обусловили следующие задачи:

     Методологической основой исследования является концепция художественного воспитания (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская).

     Методы исследования: анализ философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме музыкально-поэтического воспитания.



1 Роль музыки и поэзии в художественном воспитании

     Согласно точному выражению психолога Л.С.Выготского, "...искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством  которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа"1.

     В самом искусстве мы найдем массу примеров, подтверждающих эту мысль. Например, М.П.Мусоргский, которого называли  живой совестью эпохи, испытывал тягу  "к философскому осмыслению действительности, к познанию законов исторического развития и смысла человеческой жизни"; Людвиг ван Бетховен считал, что "музыка должна высекать огонь из души человеческой"; Ф.М.Достоевский называл искусство "такой же потребностью для человека, как есть и пить"; И.Г.Эренбург замечал, что "высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет"; П.И.Чайковский мечтал, чтобы люди находили в его музыке опору и утешение; М.К. Аникушин утверждал, что "настоящее искусство начинается там, где талант оплодотворен горячей гражданской мыслью"; а американский художник Р.Кент провозгласил: "Цель искусства - человек".

     Замечательным и уникальным качеством искусства является   отсутствие в нем каких либо готовых рецептов правильного поведения  человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни и поиску самостоятельной дороги свободного развития.

     Художественное развитие личности как часть ее духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие  субъекта. А значит художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, на развитие способности личности к преобразованию себя и действительности. Художественная деятельность учит человека видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок.

     Художественное образование, благодаря специфике искусства и особенностям его восприятия, наиболее естественно и органично влияет на развитие внутренней свободы субъекта, которая рассматривается "как положительный идеал целостной личности"2 и является показателем нравственной культуры человека. Не случайно в культуросообразной модели образования Гессена нравственность и искусство (наряду с наукой и религией) стали обязательными составляющими компонентами образованности. По его мнению, образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Поэтому, если "образование есть не что иное, как культура индивида", то художественное образование - это художественная культура индивида. Понятно, что художественное образование как образовательный процесс по существу своему - процесс длительный и незавершаемый. Он имеет отсроченный и всегда промежуточный результат, но можно с уверенностью сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества.

     В истории существует масса примеров, подтверждающих данную мысль. Показателен пример гармонического воспитания человека в Древней Греции, направленного на развитие его духовных и телесных сил. Школьное образование в Афинах было мусическим и гимнастическим. В основе мусической школы лежало: обучение  грамоте; знакомство с классической литературой и заучивание наизусть поэтических произведений; обучение игре на музыкальных инструментах и хоровое пение.

Такому образованию придавалось первостепенное значение по двум причинам. Во-первых, по мнению греков, изучение подвигов героев и знакомство с изречениями мудрецов способствовало формированию