Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы применения метода группировок в экономическом анализе предприятия 4
1.1 Понятие, задачи и методы построения группировки в экономическом анализе 4
1.2 Виды статистических группировок 7
1.3 Вторичная группировка 10
1.4 Многомерная группировка (кластер-анализ) 12
Глава 2 Применение метода группировок в экономическом анализе добывающих предприятий 14
2.1 Построение ряда распределения 14
2.2 Рассчет характеристик распределения 17
2.3 Выравнивание эмпирического ряда распределения 22
2.4 Проверка гипотезы о соответствии эмпирического распределения закону нормального распределения и определение ошибки выборки 23
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 30
Введение
Сущность явлений, процессов или предметов материального мира, в том числе финансово-хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой - в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Значение метода группировок в экономическом анализе трудно переоценить. С его помощью решаются достаточно сложные задачи исследования. Группировки - используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
Экономический кризис требует отработки подходов к структурной перестройке системы управления предприятиями. Это возможно на основе усиления взаимодействия органов власти и бизнеса в таких областях как развитие инфраструктуры, проектное управление, реструктуризация и модернизация предприятий, их рекапитализация при мобилизации внутренних и внешних ресурсов.
В качестве инструментов используется и метод группировок как один из эффективнейших методов для исследования явлений хозяйственной жизни. Можно особо отметить один из его видов - кластерный подход, который лежит в основе исследований многих проблем и служит источником инновационных решений.
Вследствие злободневности и практической значимости метода группировок в экономическом анализе необходимости систематизации теоретических положений и организационно-методических подходов к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий тема курсовой работы является актуальной.
В настоящее время накоплен значительный опыт проведения анализа финансового состояния предприятий в условиях современной экономики. Различным аспектам разработки и совершенствования методических подходов к экономическому анализу предприятий посвящены труды многих отечественных ученых и специалистов: М.С. Абрютиной, В.Г. Артеменко, М.И. Баканова, М.В. Беллендир, С.В. Банка, В.В. Бочарова, П.И. Вахрина, А.В. Грачева, Г.П. Герасименко, О.В. Ефимовой, Н.Е. Зимина, А.Ф. Ионовой, В.В. Ковалева, Н.В. Колчиной, Н.А. Лупей, Н.П. Любушина, Э.А. Маркарьян, Е.В. Негашева, Г.В. Савицкой, Н.Н. Селезневой, А.Д. Шеремета, И.Н. Чуева, Л.Н. Чечевициной и др.
Целью курсовой работы является изучение методических основ метода группировок в экономическом анализе.
Объектом курсовой работы являются методические подходы к экономическому анализу предприятий (организаций).
Предмет курсовой работы - статистические данные.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
* исследовать теоретические аспекты метода группировок;
* выполнить классификацию метода группировок в экономическом анализе;
* выполнить группировку ряда по данным статистики и рассчитать его параметры.
Источниковая база. Труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по рассматриваемой проблематике.
База исследования: предприятия нефтедобывающей отрасли и обслуживающих его производств.
Глава 1 Теоретические основы применения метода группировок в экономическом анализе предприятия
1.1 Понятие, задачи и методы построения группировки в экономическом анализе
Группировка - это разделение изучаемой совокупности по значениям одного или нескольких признаков на качественно однородные группы и характеристика этих групп с помощью определенной системы показателей1.
Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Группировка позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.
В зависимости от поставленной цели и конкретного содержания исследуемого материала посредством группировок решают три основные задачи:
1) выделение социально-экономических типов явлений (процессов);
2) выявление состава (структуры) изучаемой совокупности;
3) установление причинно-следственных связей между признаками явлений (процессов) 2.
Построение группировки предполагает определение группировочного признака или основания группировки, т. е. признака, по которому совокупность будет расчленена на группы. Группировочные признаки могут