Содержание
Введение 2
Глава 1 Принцип разделения властей и его правовое закрепление 5
1.1 Принцип разделения властей в России и его правовое закрепление 5
1.2 Зарубежная практика применения принципа разделения властей 10
Глава 2 Проблемы соблюдения принципов разделения власти 16
2.1 Проблемы взаимоотношения законодательной и исполнительной власти 16
2.2 Проблемы независимости судебной власти 21
Заключение 26
Глоссарий 28
Список литературы 30
Приложения 32
Введение
Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном.
Согласно этому принципу, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.
Принцип разделения властей не противостоит единству государственной власти. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа разделения властей состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип разделения властей не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип разделения властей по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении разделение властей представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.
Разделение властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно - техническую операцию.
Правовое государство сможет осуществиться только тогда, когда все её принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни. И прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти. К сожалению сегодня, на этапе становления российской конституционной демократии, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативные последствия на пути построения правового российского государства.
Проблемы разделения властей в Российском государстве нашли отражение в работах современных исследователей: С.А. Авакьяна, Р.Г. Абдулатипова, Н.В. Варламова, А.А. Безуглова, С.А. Солдатова, И.А. Умновой, М.В. Баглая, И.Н. Бачило, К.С. Бельского, С.В. Боботова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, В.Е. Гулиева, Ю.А. Дмитриева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других, а также в некоторых диссертационных исследованиях, проведенных в последние годы.
Цель работы состоит в анализе конституционного принципа разделения властей и его отражение в Конституции Российской Федерации.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
* исследовать принцип разделения властей в России и проанализировать его правовое закрепление в Конституции Российской Федерации;
* изучить зарубежную практику принципа разделения властей;
* проанализировать проблемы взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;
* провести анализ проблемы независимости судебной власти.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе закрепления и реализации конституционно-правового принципа разделения властей в Российской Федерации.
Предметом являются нормативные правовые акты, закрепляющие и регулирующие реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации.
Глава 1 Принцип разделения властей и его правовое закрепление
1.1 Принцип разделения властей в России и его правовое закрепление
Разделение властей - явление многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот1.
"Как это ни парадоксально, - считает большинство ученых - юристов, - но полное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы. Но это говорит не против разделения властей, а в пользу осторожного и мудрого осуществления этого принципа без всяких нажимов и крайностей"2. В противном случае исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.
Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.