Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические концепции социальной ответственности и этики в современном менеджменте        5

1.1        Понятие и роль социальной ответственности бизнеса        5

1.2        Принципы и элементы социальной ответственности и этики бизнеса        17

Глава 2        Проблемы социальной ответственности и этики  в современном менеджменте        24

2.1        Опыт реализации корпоративных социальных программ        24

2.2        Проблемы этики в деятельности современных российских менеджеров        32

Заключение        41

Список литературы        45


Введение

     Крупные российские компании постепенно переходят на международные стандарты корпоративного управления. Одним из таких стандартов является соблюдение принципа "устойчивого развития", то есть баланса интересов экономики, социальной сферы и экологии. Иными словами, отказ от получения прибыли любой ценой, в ущерб общественным интересам. Концепция устойчивого развития тесно связана с понятием корпоративной социальной ответственности (КСО). КСО - это добровольный вклад бизнеса в решение стоящих перед обществом глобальных проблем, таких, например, как сохранение окружающей среды, борьба с бедностью или болезнями.

     Считается, что в современных российских условиях соблюдение этих норм пока не приносит предпринимателям особых выгод, в то время как на Западе действительно существует прямая связь между качеством социальной политики компании и улучшением ее финансовых показателей. Приверженность устойчивому развитию, измеряемому, например, индексом устойчивого развития Доу-Джонса, в развитых странах способствует созданию и укреплению деловой репутации среди внешних аудиторий - инвесторов, кредиторов, поставщиков сырья и покупателей готовой продукции, общественных и государственных организаций.

     В России сегодня темы корпоративной социальной ответственности и взаимоотношений бизнеса и власти находятся в центре общественного внимания. Активно обсуждаются правила ведения бизнеса, задачи общественного контроля его результатов и последствий проблемы взаимодействия социальных партнеров в обеспечении общественного прогресса.

     Эти действительно важные темы имеют непосредственное отношение к проблемам качества жизни страны. Рассуждения о том, где лежат зоны ответственности ключевых субъектов общественной жизни, включая деловое сообщество, властные структуры, общественные организации граждан, и в чем эта ответственность выражается, являются отнюдь не праздными в сегодняшней России. От правильного понимания ответов на эти вопросы, формирования соответствующих стратегий действий и их последовательного осуществления во многом зависит наше будущее.

     Актуальность темы курсовой работы обусловлены, с одной стороны, общей высокой степенью хозяйственного развития ведущих государств мира, создающей материальные возможности для поддержания современных стандартов качества жизни населения. С другой, - с повышением значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с необходимостью инвестиций в "человеческий капитал", как ключевого условия инновационного экономического роста, основанного на потенциале интеллекта, образованности и творчества работников. В России немаловажной причиной повышения внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества явился пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики в сторону расширения круга ее субъектов и значительного сокращения роли государства в решении многих социально-экономических проблем.

     Теоретические основы научного анализа социальной ответственности бизнеса рассмотрены в работах зарубежных авторов: М. Альберта, Х. Боуэна, М. Бубера, Ф. Друкера, Х. Йонаса, Д. Карнеги, А. Лилова, Д. Лэдда, Х. Ленка, Р. Маккиона, М.Х. Мескона, К. Митчема, Х.И. Нибура, И. Форхольцера, М. Фридмана, Ф. Хедоури и др. Несомненный вклад в разработку данной проблемы внесли российские ученые: Е. Балацкий, Т. Бачинская, А. Белковский, Л.С. Бляхман, Л. Гимпельсон, С.В. Ивченко, С.Н. Катырин, А.Е. Костин, М.И. Либоракина, С. Литовченко, С. Перегудов, И. Соболева, С. Туркин, Ф.И. Шамхалов, Е. Шапочка и др.

     Целью курсовой работы является проблем социальной ответственности и этики в современном менеджменте.

     Цель курсовой работы конкретизируют следующие задачи:

* Изучить теоертические аспекты понятия социальная ответственность в менеджменте;

* Изучить принципы и элементы социальной ответственности в менеджменте;

* Изучить проблемы социальной ответственности в менеджменте в современных условиях.

     Объектом курсовой работы является механизм социальной ответственности бизнеса.

     Предметом курсовой работы выступают управленческие отношения в ходе формирования элементов социальной ответственности и этики на российских предприятиях и в организациях.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные монографические труды, научные статьи и прикладные разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам социальной ответственности и межсекторного взаимодействия.



Глава 1 Теоретические концепции социальной ответственности и этики в современном менеджменте

1.1 Понятие и роль социальной ответственности бизнеса

     Социальная ответственность как общественный феномен возникла вместе с человеческим обществом. Вместе с ним изменялась она и представление о ней. Понимание социальной ответственности формировалось в ходе общественно-исторического процесса индивидуализации личности как процесса деятельного переосмысления основного принципа взаимодействия социального целого и его элементов. В ходе общественной эволюции представлений об ответственности менялись и термины, обозначавшие этот феномен, соответственно тоже1.

     Социальная ответственность долго понималась только как ответственность перед, ограничивая любой субъект деятельности рамками социальной реальности. Она предполагает наличие контролирующего элемента, сложившегося в прошлом, т.е. отчетность перед кем-то или чем-то, чьи требования сформировались до начала действия. Регулирующая функция такой социальной ответственности характеризуется преимущественно ограничительно-оценочными свойствами. Основной принцип реализации такой социальной ответственности состоит в избежании прошлых ошибок. Главное требование уровней ответственности, которое оно формулирует перед субъектом деятельности, заключается в ненарушении ранее установленных норм, традиций и обычаев. Социальная ответственность как наказание и подотчетность в основном не содержит перспективной направленности. А ведь главный аспект социальной ответственности как надежности - перспективный, который заключается в предвидении результатов своей деятельности, ответственности за будущее.