Содержание

Введение        4

Глава 1        Психологическая диагностика основных познавательных   процессов        6

1.1        Понятие внимания, методика диагностики уровня развития        6

1.2        Психологическая диагностика восприятия и мышления        10

Глава 2        Развитие памяти и воображения как важнейших компонентов адаптации дошкольников к учебному процессу        13

2.1        Основные этапы формирование памяти, значение, диагностики развития памяти дошкольников        13

2.2        Воображение как важнейший этап психологического развития дошкольника        16

Глава 3        Развитие навыков учебной деятельности        20

3.1        Речевая  готовность  ребенка к школе        20

3.2        Определение словарного запаса дошкольника        26

Заключение        28

Глоссарий        30

Список  использованных  источников        31

Приложение  А        32

Приложение  Б        34

Приложение  В        36

Приложение  Г        39

Приложение Д        41


Введение

     Родителям отводиться большая роль в воспитательном процессе детей, особенно в первые годы детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан.

     В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии  психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности" или "школьной зрелости".

     Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

     Определяя психологическую готовность к школьному обучению, специалист должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1) понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

     На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Поступление в школу чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Но далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

     Психологическая диагностика призвана помочь ребенку быстро адаптироваться к новым условиям, в случае если он в этом нуждается.  В настоящее время отмечается тенденция роста числа детей, не адаптировавшихся к школе. Во многом такой тенденции удалось бы избежать если бы вовремя выявлены психологические причины не подготовленности дошкольников к школе.

     Именно поэтому в настоящее время особенно актуально исследование вопроса психологической диагностики готовности детей к школе.