Содержание

Введение        2

Глава 1        Теоретический аспект проблемы маркетинговых исследований        5

1.1        Понятие и сущность системы маркетинговой информации        5

1.2        Процесс маркетингового исследования        8

1.3        Способы получения и анализа маркетинговой информации        11

Глава 2        Управление маркетинговыми исследованиями        20

2.1        Методы сбора маркетинговой информации        20

2.2        Управление процессом маркетинговых исследований        25

2.3        Использование результатов маркетингового исследования для принятия управленческого решения        32

Глава 3        Разработка программы маркетингового исследования рынка чая для сети магазинов Магнит        39

3.1        Общая характеристика сети магазинов Магнит        39

3.2        Анализ разработки и проведения маркетинговых исследований в сети магазинов Магнит        42

3.3        Разработка программы маркетингового исследования рынка чая для сети магазинов Магнит        48

Заключение        51

Список литературы        56

Приложение        58


Введение

     Информация нужна для принятия управленческих решений, она снижает уровень их неопределенности. Маркетинговая информация - это прежде всего информация о внешней макро- и микросреде компании. Маркетинговую информационную систему (МИС) определяют как совокупность приемов, методов, организационных мер и технических средств для сбора, накопления и обработки данных, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности предприятия. Главная задача маркетинговой информации заключается в том, чтобы знать, что происходит на рынке, где действует компания, и как реагирует потребитель на ее маркетинговые действия.

     Маркетинг более чем все другие функции бизнеса связан с внешними переменными, которые непостоянны и трудны для измерения и контроля. Рационально взаимодействуя с информационными технологиями (ИТ), маркетинговая функция может существенно повысить не только собственную эффективность, но и управляемость компании в целом, обеспечить развитие эффективной системы поддержки управленческих решений. Современные разработки в области ИТ дают возможность более широкого использования маркетинга для обоснования управленческих решений на общекорпоративном уровне. Это касается, в частности, обработки получаемой рыночной информации, ее хранения и обмена данными, программного обеспечения маркетинговой аналитики и др. Использование Интернета позволяет компании непосредственно взаимодействовать с потребителями (исследовать, продвигать, продавать).

     Взаимодействие маркетинга с ИТ способствует сокращению средних звеньев управления, децентрализации деятельности торгового персонала, формированию межфункциональных команд. В ближайшей перспективе ИТ позволят повысить качество баз данных, более четко определять целевую направленность рекламы, стимулирования, персональных продаж и т.д.

     Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью дальнейшего развития и функционирования розничных сетей в условиях усиливающейся конкуренции. Специфической особенностью деятельности розничных сетей является задача качественного удовлетворения потребностей клиентов и рынке розничной торговли самыми разными группами товаров от пищевых до бытовой химии. Реализация этой задачи возможна только при наличии точной, достоверной и своевременной маркетинговой информации, требующейся для принятия эффективных управленческих решений. Такая информация может быть получена в результате проведения комплекса маркетинговых исследований. Под комплексом маркетинговых исследований понимается совокупность маркетинговых исследований, обеспечивающих требуемый для принятия управленческих решений аналитический результат, который не может быть получен в ходе анализа данных отдельного исследования. Причём используемые методы сбора первичной информации и способы её анализа должны быть адаптированы под специфику деятельности розничных сетей.

     Тема является достаточно разработанной. Среди зарубежных авторов, внесших значительный вклад в методологию проведения маркетинговых исследований, можно выделить: Д. Джоббера, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, К. Малхотра Нереша, П. Чавертона, Г.А. Черчилля, Дж. Эванса и др. Известны труды и отечественных авторов, таких как: Г.Л. Азоева, В. Анурина, И.К. Беляевского, И.С. Березина, С.Г. Божук, Е.Б. Галицкого, Е.П. Голубкова, Е.В. Дмитриевой, П.С. Завьялова, У.Г. Зинурова, Е.Н. Зубец, Н.Г. Каменевой, О.Т. Мельниковой, Д.Н. Таганова и др.

     Цель курсовой работы состоит в изучении комплекса маркетинговых исследований, обеспечивающего менеджмент розничной сети Магнит информацией, необходимой для принятия управленческих решений, оптимизирующих его деятельность на рынке розничной торговли. Для реализации цели курсовой работы были поставлены и решены следующие основные задачи:

* изучены теоретические и прикладные аспекты проведения маркетинговых исследований;

* изучены потребности розничной сети Магнит;

* разработана программа исследования поведения потребителей на рынке чая.

     Объектом курсовой работы является деятельность розничных сетей на рынке розничной торговли.

     Предметом курсовой работы является технология проведения комплекса маркетинговых исследований, обеспечивающая удовлетворение информационных потребностей розничной сети Магнит.

     Методологической и теоретической основой курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных по маркетингу, специалистов в области маркетинга и маркетинговых исследований, а также управления торговым центром, специализированная периодическая литература, интернет-ресурсы, данные официальной печати.

     При выполнении задач курсовой работы были использованы следующие методы: метод абстракции, структурно-логический метод, аналитический метод и метод системного анализа. Использовались методы факторного, причинно-следственного, сравнительного и логического анализа.



Глава 1 Теоретический аспект проблемы маркетинговых исследований

1.1 Понятие и сущность системы маркетинговой информации

     Маркетинговая информационная система представляет собой важнейшую составную часть информационной системы управления предприятием. Отличительной особенностью МИС является тот факт, что она, используя внешние и внутренние источники информации, обеспечивает развитие связей предприятия с рынком. Опыт свидетельствует, что маркетинговые информационные системы на предприятиях могут находиться на различных этапах своего развития, а именно1:

* простая система учета данных;

* система маркетинговой отчетности;

* системы, ориентированные на использование различного рода расчетных моделей;

* системы маркетингового прогнозирования и др.

     В любом случае основная задача МИС состоит в постоянном накоплении данных, необходимых для уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений.

     Развитая маркетинговая информационная система включает следующие элементы:

* информацию о внутренних возможностях предприятия для эффективного их использования при формировании маркетинговых усилий;

* информацию о развитии внешних условий для выработки стратегических и оперативных решений маркетинговой деятельности предприятия на рынке;




маркетинговых исследований, а также управления торговым центром, специализированная периодическая литература, интернет-ресурсы, данные официальной печати.

     При выполнении задач курсовой работы были использованы следующие методы: метод абстракции, структурно-логический метод, аналитический метод и метод системного анализа. Использовались методы факторного, причинно-следственного, сравнительного и логического анализа.



Глава 1 Теоретический аспект проблемы маркетинговых исследований

1.1 Понятие и сущность системы маркетинговой информации

     Маркетинговая информационная система представляет собой важнейшую составную часть информационной системы управления предприятием. Отличительной особенностью МИС является тот факт, что она, используя внешние и внутренние источники информации, обеспечивает развитие связей предприятия с рынком. Опыт свидетельствует, что маркетинговые информационные системы на предприятиях могут находиться на различных этапах своего развития, а именно1:

* простая система учета данных;

* система маркетинговой отчетности;

* системы, ориентированные на использование различного рода расчетных моделей;

* системы маркетингового прогнозирования и др.

     В любом случае основная задача МИС состоит в постоянном накоплении данных, необходимых для уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений.

     Развитая маркетинговая информационная система включает следующие элементы:

* информацию о внутренних возможностях предприятия для эффективного их использования при формировании маркетинговых усилий;

* информацию о развитии внешних условий для выработки стратегических и оперативных решений маркетинговой деятельности предприятия на рынке;