Содержание
Введение 2
Глава 1 Обоснование необходимости разработки стратегии фирмы 4
1.1 Сущность процесса разработки стратегического решения 4
1.2 Основные подходы к процессу разработки управленческого решения по стратегическому плану 8
Глава 2 Характеристика и оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия 12
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Характеристика и оценка структуры управления предприятием 14
Глава 3 Оценка стратегических позиций ООО "Сюрприз" 17
3.1 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО "Сюрприз" 17
3.2 Оценка рынков сбыта и факторов риска 20
3.3 Анализ потенциальных возможностей 22
3.4 SWOT-анализ 26
Глава 4 Разработка стратегии фирмы 29
4.1 Аналитика внешней среды и характера конкуренции 29
4.2 Конкурентоспособность 30
4.3 Результаты анализа 31
4.4 Стратегическая пирамида 33
4.5 Элементы стратегии 34
Заключение 35
Список используемых источников 37
Введение
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:
* рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
* рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
* финансовый рынок;
* рынок труда;
* окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Цель курсовой работы - разработка элементов плана развития предприятия.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
* Провести стратегический анализ на предприятии ООО "Сюрприз".
* Провести анализ системы управления деятельностью предприятия ООО "Сюрприз".
* Разработать направления стратегического развития.
Объект исследования - стратегическое положение предприятия.
Предмет исследования - процесс разработки стратегии ООО "Сюрприз".
В процессе исследования использовались различные материалы: монографии, публикации в прессе, данные бухгалтерского учета ООО "Сюрприз".
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для оптимизации управления на предприятии ООО "Сюрприз".
Глава 1
Обоснование необходимости разработки стратегии фирмы
1.1 Сущность процесса разработки стратегического решения
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
* В каком положении предприятие находится в настоящее время?
* В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
* Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решении;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия. К числу стратегических решений можно отнести:
* реконструкцию предприятия;
* внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
* организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
* выход на новые рынки сбыта;
* приобретение, слияние предприятий и т. д.
Стратегические решения характеризуются тем, что они:
* инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;
* направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;