Содержание

Введение        2

Глава 1        Обоснование необходимости разработки стратегии фирмы        4

1.1        Сущность процесса разработки стратегического решения        4

1.2        Основные подходы к процессу разработки управленческого решения по стратегическому плану        8

Глава 2        Характеристика и оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия        12

2.1        Краткая характеристика предприятия        12

2.2        Характеристика и оценка структуры управления предприятием        14

Глава 3        Оценка стратегических позиций ООО "Сюрприз"        17

3.1        Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО "Сюрприз"        17

3.2        Оценка рынков сбыта и факторов риска        20

3.3        Анализ потенциальных возможностей        22

3.4        SWOT-анализ        26

Глава 4        Разработка стратегии фирмы        29

4.1        Аналитика внешней среды и характера конкуренции        29

4.2        Конкурентоспособность        30

4.3        Результаты анализа        31

4.4        Стратегическая пирамида        33

4.5        Элементы стратегии        34

Заключение        35

Список используемых источников        37



Введение

     Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

     Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

* рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

* рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

* финансовый рынок;

* рынок труда;

* окружающая природная среда.

     Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

     В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

     Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

     Цель курсовой работы - разработка элементов плана развития предприятия.

     Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

* Провести стратегический анализ на предприятии ООО "Сюрприз".

* Провести анализ системы управления деятельностью предприятия ООО "Сюрприз".

* Разработать направления стратегического развития.

     Объект исследования -  стратегическое положение предприятия.

     Предмет исследования  - процесс разработки стратегии  ООО "Сюрприз".

     В процессе исследования использовались различные материалы: монографии, публикации в прессе, данные бухгалтерского учета ООО "Сюрприз".

     Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для оптимизации управления на предприятии ООО "Сюрприз".

Глава 1

Обоснование необходимости разработки стратегии фирмы

1.1 Сущность процесса разработки стратегического решения

     Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

* В каком положении предприятие находится в настоящее время?

* В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

* Каким способом достигнуть желаемого положения?

     Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

     По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

     Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

     1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решении;

     2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

     3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрез­вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия. К числу стратегических решений можно отнести:

* реконструкцию предприятия;

* внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

* организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

* выход на новые рынки сбыта;

* приобретение, слияние предприятий и т. д.

     Стратегические решения характеризуются тем, что они:

* инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

* направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;