Оглавление




Введение        2

1        Характеристика эпохи Ренессанса как особой стадии развития искусства        5

2        Особенности творческой деятельности и ее универсализм как потребность        11

3        Особенности строения системы художественного образования в эпоху Ренессанса        15

4        Проблема идеала универсализма творческой личности        22

Заключение        29

Список литературы        32


Введение

     Художественное образование традиционно рассматривается в отечественной науке как одна из значимых проблем развития общества и личности и одна из стоящих перед российским образованием задач. В сложившейся ситуации модернизации современного российского образования особую значимость для всей системы образования приобретает вопрос развития художественного образования как целостной педагогической системы. Соответственно меняется постановка цели и определения результата художественного образования.

     Искусство - уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественной деятельности и приводит к художественному освоению мира. Наибольшую значимость оно имеет в воспитании нравственности, внутренней свободы и дисциплины человека, в формировании его мироощущения, миропонимания и мироотношения, а значит, оказывает непосредственное влияние на развитие культурного потенциала личности. Свои жизненные функции искусство реализует при условии специально организованного процесса художественного образования. В этом процессе нельзя обойти вниманием такой значимый отрезок в развитии культуры как Ренессанс.

     Как эпоха европейской истории Ренессанс отмечен множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д.

     И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. И главное - изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида.

     Важным признаком эпохи Возрождения явился "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка", расцвет, "возродивший" античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

     При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются.

     Исследования в области философии, социологии, психологии, педагогики показывают, что именно художественное образование все в большей мере приобретает элементы будущей новой модели образования, символом и структурным центром которой становится "единство знания и жизни". Хороший пример дают этому универсальные художники эпохи Ренессанса. Поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.

     Анализ основных исследований по проблеме художественного образования в широком системном культурно-историческом контексте показывает, что впервые в качестве специального предмета изучения оно выступало в философских трудах Аристотеля, Сократа, Платона, Вольтера, Руссо, находит свое подтверждение в работах А. А. Бодалева, А. А. Вербицкого, А. П. Владиславлева, В. П. Зинченко, A. M. Новикова, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкина, С. Б. Орлова, В. Г. Осипова, Ф. И. Перегудова.

     Объект исследования: процесс художественного образования творца эпохи Ренессанса.

     Предмет исследования: теоретико-методологические основы художественного образования творческой личности эпохи Ренессанса.

     Цель исследования: изучение проблемы ренессансного синтеза искусств и идеалов универсализма творческой личности.

     В процессе исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

* Дать характеристику эпохи Ренессанса как особой стадии развития искусства;

* Изучить особенности творческой деятельности и ее универсализм как потребность;

* Изучить особенности строения системы художественного образования в эпоху Ренессанса;

* Изучить проблему идеала универсализма творческой личности.

     В качестве методологии выступает системный подход к исследованию педагогических систем и преобразованию педагогической действительности.