Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические аспекты        5

1.1        Понятие деловой культуры и ее виды        5

1.2        Структура современной деловой культуры        12

1.3        Исторический аспект деловой культуры в России        23

Глава 2        Особенности российской деловой культуры        31

2.1        Направления формирования российской деловой культуры        31

2.2        Специфика российской деловой культуры        36

Глава 3        Направления совершенствования деловой культуры в России                        49

3.1        Направления развития деловой культуры        49

3.2        Развитие корпоративной культуры как внутреннего аспекта деловой культуры        55

Заключение        63

Список литературы        65

Приложение        70


Введение

     Формирование в России социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиление влияния на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению генезиса и современного состояния российской деловой культуры. Важным аспектом здесь выступает расширение международного сотрудничества со странами, которые предъявляют повышенные требования к качеству делового взаимодействия. Эти обстоятельства поставили проблему осмысления российской деловой культуры в целях повышения ее роли в процессах делового взаимодействия. Существует настоятельная потребность анализа общих принципов и специфики формирования, функционирования, развития российской деловой культуры, оказывающей определяющее воздействие на развитие бизнеса многих российских предприятий.

     Сейчас во всем мире рождаются новые формы общения, основанного на партнерстве и здоровой конкуренции, на правовых и социальных нормах, совершенствуется деловая культура в сфере производства, быта, досуга.

     Таким образом, деловая культура в ее развитии может рассматриваться и в контексте взаимной ответственности власти, бизнеса и общественных институтов. В данной ситуации необходимо обеспечить нужный уровень готовности и профессиональной способности бизнеса взять на себя решение многих социальных проблем. Без внедрения и соблюдения российскими компаниями кодексов деловой этики привлечение капитала и развитие бизнеса в России будет оставаться проблемой. Этот и другие аспекты деятельности бизнеса на фоне глобализации экономики свидетельствуют о нарастании актуальности развития деловой культуры в России, что подчеркивает и актуальность темы курсовой работы.

     Эта тема является весьма востребованной в научных кругах. Деловой культуре в той или иной степени посвящены работы  И.П. Богомоловой, Т.И. Овчинниковой и И.А. Давыденко, Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова, В.Б. Вязового, О.В. Иншакова, Н.Н. Лебедевой и Н.Н. Набиева, Н.Н. Крупиной, А.А. Нещадина, В. Романова, В.В. Смыкова, В.С. Соколянской и В.А. Бородина, Б.Л. Цветковой, П. Шихирева, целиком посвященные этике бизнеса и затрагивающие вопросы корпоративной ответственности.

     Целью курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития деловой культуры в современной России.

     Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

* Изучить теоретические аспекты понятия деловой культуры.

* Осуществить анализ состояния и развития деловой культуры в России.

* Определить направления совершенствования деловой культуры в России.

     Объектом курсовой работы является деловая культура как основа успешной предпринимательской деятельности.

     Предметом курсовой работы являются способы практической реализации деловой культуры в условиях интенсивно развивающегося рыночного сектора и экономики России.

     Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили теории и методологические концепции, представленные в современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области социологии, экономики, психологии.

     Исследование проводилось с учетом отечественного и зарубежного опыта изучения деловой культуры в современном мире.

     Эмпирическая база курсовой работы: использовался метод вторичного анализа данных социологических исследований российских компаний. Информационная база для решения поставленных задач формировалась на основании данных, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе, в СМИ; статистических отчетов, материалов социологических, социально-психологических исследований Института социологии РАН, ВЦИОМ, ЦЭМИ РАН, Ассоциации менеджеров и использование Интернет ресурсов.

     Также информационной базой для курсовой работы  являлись доклады участников конференций, круглых столов, и семинаров проводившихся в России и посвященных данной тематике.